«12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета vs «Двенадцать» Никиты Михалкова
12 и 12 разгневанных мужчин

«12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета vs «Двенадцать» Никиты Михалкова

Автор: Светлана Дергачева

«12 разгневанных мужчин» — шедевр на все времена

12 разгневанных мужчин
12 разгневанных мужчин. режиссер — Сидни Люмет

В 1957 году режиссер Сидни Люмет снимает «12 разгневанных мужчин» — судебную драму, ставшую классикой, золотым фондом мирового кинематографа и породившую множество явных и неявных ремейков. По жанру это судебная драма с элементами детектива: зрителю показывают окончание суда, после которого начинается обсуждение процесса присяжными заседателями. Мы находимся внутри совещательной комнаты, словно заперты там вместе с присяжными, которые не могут покинуть ее, не приняв единогласного решения.

Проводится предварительное голосование, и результат 11: 1 в пользу обвинительного приговора. Одиннадцать присяжных проголосовали «виновен», таким образом, отправляя 18-летнего юношу за убийство отца на электрический стул. И только у присяжного №8 (Генри Фонда) возникло сомнение. Самое потрясающее — он тоже не уверен в невиновности парня, но объясняет свою позицию тем, что доводы защиты могли бы быть представлены более убедительно и что мальчик явно заслуживает лучшего адвоката. Теперь жизнь юноши находится в руках присяжных, и присяжный № 8 считает, что самое меньшее, что они могут сделать, это обсудить ход процесса, улики. Удивительным образом, включившись в обсуждение, присяжные начинаются сомневаться в уликах. И дело перестают быть таким очевидным.

Фильм «12 разгневанных мужчин» снят по пьесе Реджинальда Роуза. В центре событий — 12 присяжных заседателей, принесших в совещательную комнату весь свой жизненный багаж, который мешает им беспристрастно судить. Семейные драмы и травмы, собственный негативный опыт, предубеждения — все это сильно мешает им. Они не привыкли придерживаться фактов, они следуют за своими эмоциями. И режиссер с помощью потрясающе точных актерских работ показывает, насколько далеко уводят они от истины.

Эти бесконечные словесные пикировки, следственные эксперименты, которые проводят американские обыватели, постепенно забывшие все свои жизненные обстоятельства и сконцентрировавшиеся только на одном вопросе — мог ли этот юноша со скамьи подсудимых убить своего отца, — увлекают зрителя, который так же напряженно будет следить за голосами присяжных, и в определенный момент обнаружит, что чаша весов начинает склоняться в другую сторону.

Гениальность сценария и воплощения в том, что эти 12 присяжных — очень точный слепок общества (любого общества, будь то Америка 50-х, или  любая современная страна): за столом сидят высокомерный хулиган, приспособленец, крикливый глупец, слизняк, интроверт, аналитик, расист… И все они заурядны до скрежета зубовного, тем и интересны! Потому что каждый из нас в ком-то из них найдет свое отражение. Другое дело, захочет ли зритель себя с ним идентифицировать, но это уже совсем другая история.

Сидни Люмету удалось невозможное: он снял сказку для взрослых в таком  сложном жанре, как судебная драма, еще и снятом в замкнутом пространстве. Фильм длится 96 минут, за это время мы не  увидим ничего, кроме стола, за которым сидят, вокруг которого нервно ходят, ругаются, 12 совсем не знакомых друг другу людей, решающих судьбу молодого человека. В конечном счете фильм становится гимном американскому правосудию: нас провожают кадры величественного здания суда. Очень американское кино.

«12» Никиты Михалкова

12 Никиты Михалкова

Никита Михалков снял свою версию «12 разгневанных мужчин» в 2007 году. На самом деле пьеса Реджинальда Роуза в его творчестве появилась значительно раньше — он поставил ее в Щукинском училище как дипломный спектакль. И вот почти полвека спустя он пишет свой сценарий и снимает фильм, который теперь существует в двух версиях: как фильм и как 4-серийный мини-сериал. Сейчас, снова вернувшись к этой теме, он поставил спектакль в Центре театра и кино.

— Спектакль «12» и фильм «12» кардинально отличаются от пьесы Реджинальда Роуза и фильма Сидни Люмета. Импульс – да – оттуда. Это была американская пьеса про американский суд, — утверждает Никита Михалков. Подробнее- здесь

Слоган фильма Михалкова — «Для всех и про каждого…». Главный нерв оригинальной пьесы сохраняется, собственно, именно этим она и ценна: узнаваемость характеров на фоне поисков ускользающей истины — вот главный нерв этого произведения.

Скажем сразу: хронометраж и темп этих фильмов серьезно различаются. Сидни Люмет держит темп и напряжение, у Михалкова — другая задача: он словно любуется, засматривается на актеров, исполняющих роли присяжных и каждому дает время на бенефис. И они этого достойны! Поэтому сравнивать два фильма — занятие пустое, фильм «12» -«про совсем другое» и снят совершенно по-другому. Нравится — не нравится — каждый будет решать сам.

«Главное, чтобы никто не пытался все эти человеческие проблемки решить через газовые камеры. Об остальном можно договориться»
«12»

12 российских присяжных будут решать судьбу чеченского мальчика в спортивном зале школы (не душная тесная комнатка, а огромное пространство, в котором лихо разворачивается драматическое представление). И в этот спортивный зал их проводит Александр Адабашьян — у него в фильме маленькая, но яркая комическая роль. Фильм не ограничивает зрителя этим залом, где решается судьба одного человека, он шире: мы увидим и страшные кадры чеченской войны, и предысторию мальчика — как и почему он был усыновлен русским офицером. История становится глубже, чем выяснение обстоятельств одного убийства, шире — это история глубочайших ран нашего общества, с которыми мы живем и будем жить. Сценарий Михалкова поверх всех тех следственных экспериментов, изучений улик, которыми полна американская пьеса, наполняется реалиями современной России. Это кино про «здесь и сейчас», про извечные русские проблемы. Стоит ли говорить, что истории каждого присяжного создавались заново. Их монологи-бенефисы яркие, полные сочных штрихов-подробностей, завораживают. Но не они главное в фильме, главное — искренность, правда, которую излучает каждый кадр.

12 Никиты Михалкова

Никита Михалков, Сергей Гармаш, Валентин Гафт, Алексей Петренко, Юрий Стоянов, Сергей Газаров, Михаил Ефремов, Алексей Горбунов, Сергей Арцибашев, Виктор Вержбицкий, Роман Мадянов на наших глазах ставят диагноз. Себе, нам, стране. В роли сомневающегося присяжного, который сумел заставить «поговорить» одиннадцать остальных — Сергей Маковецкий. Это до сих одна из лучших ролей великого артиста.

«Русский человек свободным может быть только в окопе»
«12»

Роль председательствующего в американской пьесе весьма факультативна, Никита Михалков ее существенно расширил «под себя». Большую часть времени он — лукавый наблюдатель, но в финале его герой скажет веское слово. Этого мы не увидим в американском фильме. Михалков задает совершенно другие вопросы — не только о справедливости и наказании, не только об ответственности 12 случайных человек за судьбу незнакомца. Он предлагает еще и взвалить ответственность за будущее.

«Вот эту трубу видите? Сколько она уже здесь? А сколько еще будет?» Эта труба в спортивном школьном зале, слепленная тяп-ляп полвека назад, становиться метафорой России. Страны, в которой никто ни за что не отвечает (и не хочет). Выход показывает герой Михалкова. Каждый в конечном итоге выбирает по себе.

О бельгийском и австралийском ремейках «12 разгневанных мужчин» читаем статью: Сериал «Двенадцать»: правосудие проигрывает. От бельгийского «De Twaalf» до австралийского «The Twelve»

Куда пойти и чем заняться:

Уникальные экскурсии