Автор: Светлана Трофимова
2023 год радует большим количеством экранизаций. Вот и сериал «Библиотекарь» по одноименному роману Михаила Елизарова подоспел. Такими темпами мы и до экранизаций Александра Пелевина доживем (тихо надеемся).
Объемный роман Михаила Елизарова в стиле магического реализма был основательно переработан сценаристами: длинноты и многословные загогулины сюжета убраны во славу экшену и смыслу. Именно по той же причине творческая группа решила снимать сериал по мотивам и позволила себе многое, очень многое, целесообразность этого будем обсуждать здесь и сейчас. Все несоответствия книги и сериала — в этой статье.
Итак, Алексей Вязинцев (Никита Ефремов) получает в наследство от погибшего отца квартиру, которую собирается продать. Обычное наследство оборачивается знакомством с тайным обществом, во главе которого стоял отец и которое называлось Библиотекой: его члены почитают соцреалист Дмитрия Громова, написавшего 7 книг, которые при внимательном и неотрывном прочтении (принципы Непрерывности и Тщания) оказывают на читавшего волшебное воздействие. Одна книга — одно свойство: ярость, сила, терпение, радость и т.д. Актер-неудачник становится библиотекарем, который должен отыскать главную книгу — Книгу Смысла.
Семикнижие Дмитрия Александровича Громова:
- «Пролетарская» — Книга Силы выявляла тайные ресурсы организма, излечивала от недугов, омолаживала.
- «Счастье, лети» — Книга Власти выявляла лидерские качества, с ее помощью можно было подчинить своей воле кого угодно.
- «Дорогами труда» — Книга Ярости давала недюжинное преимущество в бою: прочитавший становился нечеловечески сильным из-за бушующей в нем ярости.
- «Серебряный плес» — Книга Терпения давала силы терпеть самую ужасную боль, то есть действовала как наркоз.
- «Нарва» — Книга Радости генерировала чистую незамутненную радость.
- «Тихие травы» — Книга Памяти генерировала новые воспоминания о счастливом прошлом, которого никогда не было, но в которое человеку очень хотелось верить и возвращаться снова и снова.
- «Дума о сталинском фарфоре» — Книга Смысла, которую все искали, должна была придать смысл действию всех 6 книг.
«Библиотекарь». Актеры и роли

Никита Ефремов в роли Алексея Вязинцева в яблочко. Актер создает образ слабака-неудачника с большими перспективами. Но это поначалу, согласно букве романа. А вот дальше младший Вязинцев внезапно становится супергероем: хитрым, храбрым и властным и жестким. Сюрприз! Нет, к актеру претензий нет, он отыгрывает все, что написано в сценарии, а зрителям остается недоумевать — благодаря какой волшебной таблетке он из лузера вдруг стал лидером.

Андрей Мерзликин в роли Максима Даниловича Вязинцева тоже на своем месте. И хотя у этой роли маленький хронометраж, этот герой запоминается с первых же кадров.

Марина Ворожищева в роли Тани — трепетная и решительная, настоящее украшение сериала.

Евгения Дмитриева («Крутая перемена») в роли Маргариты Тихоновны — настоящий лидер и шкатулка с секретом. А вот романтическая линия ее героине совершенно не к лицу.

Михаил Трухин весьма органичен в роли фанатичного и властного Шульги, вместе с Игорем Золотовицким — Лагудовым — они представляют прекрасный дуэт.

«Библиотекарь» Михаила Елизарова. Отличия между книгой и сериалом
Роман «Библиотекарь», прежде всего, — о волшебной силе искусства и о бесконечной важности текста, генерирующего смыслы и цели, воспитывающего поколения, а значит, творящего Историю. В конечном итоге волшебная сила чтения встанет на страже страны, будет оберегать ее в веках. Как эта главная тема прозвучит в сериале, пока еще рано говорить, нужно досмотреть до конца.
Книга раскачивается очень долго: многочисленные предыстории вводят читателя в курс дела, до которого нужно осилить примерно половину книги. Сериал не может позволить себе такую роскошь, поэтому события начинаются с места в карьер: мы знакомимся с Алексеем Вязинцевым с первых же минут.
Осторожно, дальше будут спойлеры.
Библиотекарь широнинской читальни — отец (не дядя) Алексея — забирает себе часть истории Шульги (который внезапно стал священником): он получает Книгу Ярости, сопровождая черных копателей, которые обнаруживают ценный клад и решают избавиться от проводника, вот только тот начитался на ночь глядя ценной книжки и оказался шустрее и сильнее.
В широнинской библиотеке «на абонементе» не одна, а несколько книг, таким образом продуманная дифференциация библиотеки — читальни нарушена. Таинств Книги Ярости и приобщится Алексей Вязинцев на свою беду в первый же день знакомства с папочкиным наследием. А вот Книга Памяти и письмо отца вернет его на сатисфакцию, с которой он почти убежал. Так сериал решает шероховатости момента, почему младший Вязинцев все-таки остался в читальне. Первые две серии мягко правят книгу, но идут в русле сюжета. С третьей серии сериала «Библиотекарь» начинается лютая отсебятина, которая не идет ни сюжету, ни логике на пользу: планка, заданная Михаилом Елизаровым, резко снижается, а на экране начинает твориться третьесортное мыло, впадающее в мелодраматические крайности, которые никак не правятся избытком крови.
Шульга (Михаил Трухин) и Лагудов (Игорь Золотовицкий) в сериале претерпевают зловещие метаморфозы. Узурпаторы-кукловоды, великие и ужасные.
Один из книжных апостолов Дорошевич (Владимир Селезнев), сменив звучное имя Юлиан на затасканное нынче Артем, становится врачом, спасающим своего сына от алкоголизма сначала безуспешными интоксикациями, а затем — Книгой Терпения. История эта закончится плачевно, что сделает вроде бы из здравомыслящего врача безумного фанатика — факельщика. Так зрителя постепенно подводят к мысли о том, что сила, которую дают книги, не безвредна, она вполне может навредить: для одних — стать своеобразной зависимостью, средством для побега от реальности, для других — проклятием.
Еще один апостол Шепчихин превращается в члена совета Шепчихину (великолепная в своей властности и непререкаемости Елена Морозова («Балет»)).
Но это все мелкие изменения, а вот какой такой необходимостью можно объяснить мелодраматизацию линии Маргарита Тихоновна — Вязинцев-старший и превращение последнего в одного из апостолов — большой вопрос. Получаем коробочку розовых соплей и немеренное количество неуместного пафоса, которого напрочь лишена книга. Образ отца главного героя превращается в борца за все хорошее против всего плохого (ах, вот откуда это супергеройство Алексея — наследственность, никуда не денешься!).
В общем, сериал «Библиотекарь» начинает развиваться в сторону борьбы с неправильным режимом с высокой целью направить силу книг на благо разваливающейся страны / осчастливить буквально всех, обличением этого несправедливого авторитарного режима и его карикатурных главных по тарелочкам.
НО. То, что смотрелось опереточным злодейством в 3-4 серии, к шестой уже обретает смысл (или просто мы смиряемся, что смотрим альтернативную библиотечную реальность, к книге Елизарова практически уже не имеющую отношения). Птенчик оперился и уже почти летает.
5-6 серия спешат «порадовать» самым антигеройским антигероем из возможных. Самым тошнотворным изменениям подвергся широнинский читатель Вырин. И пересказывать тут — только портить, такого злого гения нужно было постараться взрастить на ровном месте.
К этому моменту у всех, читавших книгу Елизарова, надежда на появление моховских старух — самого яркого воплощения зловещей Силы — практически иссякает. И вот тут-то, на десерт — они и появляются.
В 100500-й раз предупреждаем, не читайте, если не хотите испортить сюрприз: Лиза Мохова в сериале будет цела и невредима и окажется в широнинской читальне… та-дам, Маргарита Тихоновна, собственной персоной. Ну и правда, чего там размениваться на младшего помощника старшего дворника дочку какой-то там старухи, когда можно заслать засланца покруче! Повторимся, Екатерина Дмитриева в этой роли — потрясающая находка кастинг-директора. В ней столько внутренней силы, тайного знания и загадочности, что с лихвой хватило бы на десяток героинь.
Книгу Смысла Вязинцеву придется искать самому, никто не преподнесет ее ему на блюдечке с голубой каемочкой. И еще сюрприз: писатель Громов и его предыстория станут интересным штрихом к этой истории.
Книга Смысла оказывается рукописью — так просто объясняется отсутствие массового тиража. И название у нее будет иное, не как в оригинальном романе — «Жизнь на изломе времен». А отчаянная смертельная битва широнинской читальни обретает смысл.
Разговор Вязинцева и Громова — очень важная сцена на фоне современных событий. Трудно сказать, хотели этого авторы или нет, но разговор по душам двух мужчин посреди войны — о том, что она непременно закончится, о том, что будущее зависит от каждого, и о важности Слова — звучит болезненно современно.
«Поколение, победившее смерть», передает эстафету «поколению, потерявшему себя», и оно сможет принять ее. Добровольное заточение Алексея выглядит логичнее и, простите, пафоснее. Но это настоящий высокий штиль, а не натужная штамповка. Волшебная сила чтения на страже страны.
Здесь можно долго спорить и приводить контраргументы, но творческая группа сериала проделала качественную работу. В общем, дожившие до финала почитатели таланта Михаила Елизарова (возможно, но это неточно) будут готовы простить горе-сценаристам все прегрешения первых серий. То, что не случилось в книге «Библиотекарь», получается в сериале. Невероятно, но факт. Роман-не-для-всех стал отличной масс-экранизацией. Определенно, это успех.