В конце января выходит новый роман Алексея Иванова «Бронепароходы»
Алексей Иванов Бронепароходы

В конце января выходит новый роман Алексея Иванова «Бронепароходы»

24 января на Букмейте в формате электронной и аудиокниги вышел новый роман известного российского писателя Алексея Иванова «Бронепароходы» и будет доступен подписчикам Яндекс Плюса. Релиз состоится одновременно с выходом бумажной книги в издательстве «РИПОЛ классик».

Новый, 15-й по счету роман Алексея Иванова, переносит читателя в начало XX века, где Россия — мощно развивающаяся страна с огромным и передовым речным флотом, почти полностью частным. И вся его сложная хозяйственная громада оказалась взорвана трагедией 1917 года.

Хронология романа буквально сжата в кулак — от лета 1918-го до лета 1919-го, а его география охватывает Нижний Новгород, Казань, Самару, Сарапул, Пермь, Уфу, Омск. Исторические события читателям знакомы, только фокус в романе смещен на новый образ Гражданской войны: те самые бронепароходы. Там, на палубах речных буксиров, капитаны искали честный путь в будущее, и маленький человек становился сильнее, чем огромный и могучий пароход.

«Для моих героев важна скорее промышленная война, а не Гражданская. Англо-голландская нефтяная корпорация «Шелл» борется с российской компанией братьев Нобель за Россию как огромный рынок сбыта, за новые месторождения и новые технологии. И Гражданская война позволяет промышленной войне стать беспределом. В итоге я говорю о сути прогресса — индустриального, социального и морального. Разумеется, сюжет моего романа погружен в реальную историю, а самые яркие события этой истории происходили на Волге и Каме», — Алексей Иванов.

В «Бронепароходах», как и в предыдущих своих романах «Тобол» и «Золото бунта», Иванов обращается к одному из самых драматичных периодов российской истории. В фокусе писателя — события 1918-1919 годов: революция, промышленные войны, неумолимо наступающий технический прогресс, а также простые люди и реальные исторические личности, попавшие в жернова эпохи. Иванов погружает читателя в атмосферу того времени, искусно сплетая художественный вымысел и документально подтвержденные факты, экшен и философские размышления, сталкивая вымышленных героев с реальными.

В Гражданской войне сражались не только тачанки и бронепоезда, но еще и вооруженные пароходы: буксиры, переоборудованные в канонерские лодки; лайнеры, ставшие транспортами; баржи, превращенные в плавучие батареи. В 1918 году речными флотилиями обзавелись и «учредиловцы» в Самаре, и Троцкий в Нижнем Новгороде, и повстанцы Ижевска, и чекисты в Перми. А в мире бушевала инженерная революция, когда паровые машины соперничали с дизельными двигателями, и в российское противостояние красных и белых властно вторгалась борьба лидеров нефтедобычи — британского концерна «Шелл» и русской компании братьев Нобель.

Войну вели и люди, и технологии, и капиталы. В кровавой и огненной круговерти речники оказывались то красными, то белыми. Их принуждали стрелять в товарищей по главному делу жизни, принуждали топить пароходы — славу и гордость речного флота. Как сохранить совесть посреди катастрофы? Как уберечь тех, кого ты любишь, кто тебе доверился? Как защитить прогресс, которому безразличны социальные битвы? Там, на палубах речных буксиров, капитаны искали честный путь в будущее, и маленький человек становился сильнее, чем огромный и могучий пароход.

Кто есть кто в романе «Бронепароходы»:

Катя Якутова, дочь уважаемого пермского судовладельца Дмитрия Якутова. Честная, умная, строгая девушка. Выросшая за границей, она питает наивные представления о жизни в России. Каждый год навещает отца и вместе с младшим единокровным братом Алешкой отправляется в речной круиз по Волге. В 1918 году она прибывает в Пермь с намерением поступить на медицинский факультет местного университета. Но после гибели отца попадает в водоворот событий и оказывается на одном судне с Великим князем.
Великий князь Михаил Александрович, в 1917 году отказавшийся взойти на престол Российской империи. В самом начале романа он чудом избегает смерти от руки большевиков и, раненый, оказывается под опекой Дмитрия Якутова, который помогает ему скрыться от преследователей. Сдержанный и благородный, Михаил Александрович не стремится ни к власти, ни к мести: «Я частный человек, и хочу прожить свою частную жизнь, никому ничего не доказывая».

Иван Диодорович Нерехтин, пароходчик, капитан буксира «Левшино», старинный друг Дмитрия Якутова. Участливый и справедливый, он по-отцовски относится к Кате, в которой видит «юношескую тонкость лица и непримиримую чистоту», как у его погибшего на войне сына Сашки. Иван Диодорович помогает Кате и Великому князю выбраться из Перми и ближе к концу романа спасает девушку ценой собственной жизни.

Хамзат Хадиевич Мамедов, командир охраны товарищества нефтяного производства «Бранобель». Пользуется полным доверием братьев Нобелей, обладает широкими полномочиями и решает самые разные вопросы: от переговоров с подрядчиками до физического устранения конкурентов. Выведенный в люди Владимиром Шуховым, он боготворит созидателей любого рода — инженеров, архитекторов, изобретателей. Одного из них Мамедов видит и в смышленом, но ранимом Алешке Якутове, которого берет под свое крыло.

Роман Андреевич Горецкий, речной капитан. Высокий, видный мужчина «с твердой линией рта», который стремится сделать красивую карьеру и желает принимать от жизни только лучшее, а потому склонен ввязываться в авантюры. Некогда служил первым помощником на круизном пароходе «Витязь», где и познакомился с Катей Якутовой, тогда совсем еще юной девушкой. Катю считает отличной партией для себя, что не мешает ему в то же время восхищаться роковой разведчицей Ларисой Рейснер.

В «Бронепароходах» читатель также встретит дальновидных братьев Нобелей, импульсивного Льва Троцкого, беспринципную Ларису Рейснер, одержимого жаждой славы Гавриила Мясникова, деятельного адмирала Колчака, бесстрашного Владимира Каппеля и других известных фигурантов российской истории, станет свидетелем драматичных событий, любовных коллизий и предательств, охоты на золотой запас Российской империи и впечатляющих погонь на пароходах.

Мне нравится писать две книги в пандан: исторический роман — и нон-фикшн о той теме, которой посвящен роман. С «Бронепароходами» я поступил точно так же: к роману добавил книгу «Речфлот» — историю речного флота России. Чтобы не терять времени, я начал делать «Речфлот». Когда добрался до Гражданской войны, сюжет уже полностью сложился в голове, и я переключился на роман. А сейчас вернулся к «Речфлоту». Надеюсь, осенью он выйдет книгой. В целом проект займет у меня примерно три года, — рассказывает Алексей Иванов о процессе создания романа.

— События в романе двигают две революции, Гражданская и инженерная. А противостоят друг другу не столько красные и белые, сколько охочая до власти недалекая грубая сила и живой любознательный ум, готовый адаптироваться к новым реалиям. Что вы думаете о противостоянии старых традиций и прогресса — не только технического, но и морального?

Аудиоверсия романа «Бронепароходы»

Аудиоверсию романа «Бронепароходы» озвучил российский актер театра, кино и дубляжа Сергей Бурунов («Полицейский с Рублевки», «Содержанки», «Мылодрама», «Родные», «Последний богатырь»). Композитором стал Райан Оттер.

Длительность аудиоверсии — 28 часов 30 минут.

Сергей Бурунов: «Получился настоящий аудиофильм. Все, кто прочитают или послушают роман, смогут ощутить, что в нем нет незначительных и малых величин: там происходят великие события, живут великие люди, вершатся великие судьбы, кипят великие страсти. Я завидую тем, кто только открывает страницы этого великого романа».

Электронная книга и аудиоверсия романа «Бронепароходы» доступны в приложении Букмейт. Бумажная книга от издательства «РИПОЛ классик» — на маркетплейсах, в интернет-магазинах и во всех книжных страны.