Автор: Светлана Дергачева
В провинциальном городке в фондах небольшого музея случайно обнаруживается дневник, который завел в 1919 году студент Николай Воинов. И начинается он словами «Я убийца. Я убил пять человек». В городке начинается череда загадочных смертей, которые главная героиня – директор музея – определит как серийные убийства. А городской маньяк окажется большим поклонником Николая Воинова и использует его дневник как методичку. Виноват ли в том автор дневника, или виноваты те, кто заставили его стать убийцей, или, может, виноваты две героини, из-за которых этот дневник пропал из фондов музея? Все дальнейшие подробности будут спойлерами, поэтому просто расскажу, почему это один из лучших российских сериалов и почему его обязательно надо смотреть.
В режиссерском кресле – Кирилл Серебренников, самый неоднозначный, интересный и неповторяющийся современный российский режиссер. Работы Серебренникова всегда (!) вызывают горячие споры и обретают одновременно как ярых поклонников, так и ярых противников. «Дневник убийцы» — одна из самых бесспорных и непретенциозных работ режиссера, которая «зайдет» и тем, и другим: это очень крепкий детективный сериал, и больше ничего.
В авторах сценария значится целая россыпь интересных драматургов: Михаил Угаров и Елена Гремина («Петербургские тайны»), Нина Садур и сам Кирилл Серебренников. Эти два слагаемых – отличный сценарий и самобытный режиссер – дают гарантированный результат: сериал цепляет с первых минут, и с каждой серией затягивает все больше и больше.
Итак, параллельно существуют две сюжетные линии: историческая времен гражданской войны и детективная – современная. Первая линия получилась удачнее и с точки зрения актерских работ (каждая первая – блестящая), и с драматургической — мучительные поиски смысла жизни главного героя накладываются на жуткий исторический контекст, в изображении которого авторам ни разу не изменили ни вкус, ни такт. Кровавое месиво гражданской войны показано максимально объективно со всех сторон. Вот красноармейцы комиссар Роза и Максим зачищают (читаем – расстреливают) чуждые классовые элементы. Виктория Исакова и Юрий Колокольников абсолютно естественны (как же еще построишь новый мир, не избавившись от старого?!) и даже милосердны. Да, есть в их образах и мягкая ирония (чуть-чуть). Вот жена и любовница расстрелянного белогвардейца, делящие быт в постреволюционном Петрограде (гречка с гвоздями и лекции о кинематографе) – Галина Тюнина и Наталья Назарова создают легкие поэтические образы барышень, выламывающихся из суровой окружающей действительности. Эдакие вещи в себе. Андрей Смирнов в роли помещика Ивана Алексеевича Ильина. Крошечная, но запоминающаяся роль написавшего своим крестьянам хозяина: «Жгите дом, режьте скот, рубите лес. Оставьте только одну березу на розги и ель, чтобы было на чем вас вешать». Вот такая мозаика из образов, которые дают точную картину времени.
Николай Воинов – одна из кинематографических удач Кирилла Пирогова («Территория», «Переговорщик»). Его герой рефлексирует обо всем, не только о совершенных убийствах. Вот он на литературном кружке в Петрограде наблюдает за Блоком: «Если бы его стихи правильно прочитало больше людей, был бы совсем другой мир, совсем». Идеалист? А потом гуляет с поэтом по Питеру и слушает недописанные его стихи: «Ты железною маской лицо закрывай». А потом собирает оброненный поэтом паек. Пронзительные и страшные штрихи времени.
На этом фоне современная сюжетная линия выглядит как-то мелко: герои суетятся, мельтешат, не особенно философствуют. Вольно или невольно создается ощущение, что измельчал народ за прошедшие 90 лет.
Не будем спойлерить, но концовка сериала весьма необычна, нас ждет перевертыш, и настоящий маньяк окажется один.