«Этюды о свободе» - антиутопия, лишающая иллюзий
«Этюды о свободе»

Мини-сериал «Этюды о свободе» — антиутопия, лишающая иллюзий

Автор: Светлана Дергачева

Жанр антиутопии становится в последнее время очень модным, в том числе, в сериальной среде. В последнее время вышло несколько интересных проектов. Среди них и российский мини-сериал режиссера Владимира Мирзоева «Этюды о свободе».

«Этюды о свободе» — это три теленовеллы:

  • «Наставники»,
  • «Опасный человек»,
  • «Рай».

В них снялись студенты Владимира Мирзоева и Максим Суханов, Максим Виторган, Кирилл Козаков.

Владимир Мирзоев о мини-сериале «Этюды о свободе»

Мини-сериал «Этюды о свободе», заинтересовавший многих киноманов, родился случайно: Павел Гельман и Михаил Соколовский предложили Владимиру Мирзоеву пьесу, в которой был театр в театре. Режиссер предложил им сделать короткий метр.

Одновременно с этим он вел мастер-классы, по окончании которых студенты захотели снять короткий метр, найдя при этом некоторое количество денег. К истории о театре были дописаны две истории и нашлись сопродюсеры.

«Оснований изначально, что это случится, не было никаких», — признался Владимир Мирзоев.

В 2018 году на пресс-конференции Владимир Мирзоев рассказывал журналистам, что на краудфандинговой платформе идет сбор средств, «чтобы запустить хотя бы еще три новеллы, но идеально – пять, чтобы был уже законченный сезон».

Увы, видимо, проект так и останется трехсерийным, но этот мини-сериал —  событие в российском кинематографе, мимо которого не стоит проходить ни одному киноману.

Мини-сериал «Этюды о свободе». Содержание

Три эпизода — три грани, за которые шагнули люди из условного будущего:

  • право на личную жизнь,
  • творческая свобода,
  • право на жизнь.

Три темы рассматриваются по порядку, от первой серии к последней. Таким образом, третья серия — высшая точка нарастающего абсурда.

Сценаристы Павел Гельман и Михаил Соколовский виртуозным минимализмом диалогов пугают так, что становится физически страшно, ну а режиссер Владимир Мирзоев умело нагнетает саспенса. Вроде бы и разогнаться-то негде — всего 25 минут хронометража, но каждая фраза, каждый жест, каждый взгляд выверены, уместны и работает на одно: мы напряженно ждем, что сейчас произойдет что-то ужасное… и оно происходит. Самое страшное, что происходит оно так обыденно, так естественно, что становится еще невыносимее.

В каждой серии есть приглашенная звезда. В «Наставниках» это Максим Суханов, от которого с первых секунд появления в кадре ожидаешь провокации. Он скупо роняет фразы, но от него исходит такой мощный агрессивный посыл, что у молодоженов просто нет никаких шансов выскочить из мышеловки до того, как она захлопнется.

«Опасный человек»  — фильм о Цензуре, именно так, с большой буквы. О том, что параноидальное чтение способно заметить крамолу даже в самой безобидной, обыденное вещи — дожде, например. И весь ужас в том, что ни со стороны обвиняющих, ни со стороны обвиняемых все аргументы недоказуемы. Но у первых есть сила, и потому они правы. Главная удача этой серии — Максим Виторган, который отыгрывает эту слабую позицию жертвы цензуры столь искренним непониманием / недоумением и столь же отчаянным нежеланием поддаваться давлению, браво!

«Рай». Самая страшная и самая сильная в режиссерском решении серия. Смерть здесь подается как естественное природное явление. Никто не будет плакать по опавшим осенним листьям, никто не собирается воспринимать как трагедию смерть нескольких человек (кстати, добровольно подписавших трудовой договор). В этой серии целая россыпь отличных актерских работ: Кирилл Козаков, Ирина Вилкова, Любовь Селютина.

Сериал на «Этюды о свободе». Трейлер

Сериалы, похожие на «Этюды о свободе»

Что еще почитать о Владимире Мирзоеве

Владимир Мирзоев: Я не умею существовать в монологе (о спектакле  «Олеанна» и многом другом)

Куда пойти и чем заняться:

Уникальные экскурсии