Автор: Светлана Дергачева
«Фабельманы» — это публичный сеанс психотерапии от Стивена Спилберга. Один из главных режиссеров Америки разбирается с собственным прошлым, врачует зрителей и, очевидно, поддается приступу нарциссизма (имеет право!).
В Голливуде любят фильмы о магии кино, в 2022 году, намного раньше «Фабельманов» вышел сериал о том, как снимался «Крестный отец» — «Предложение». Так что этот год обогатил нас удивительными историями о Спилберге, Копполе и Радди.
Спилберг снял очень камерное кино с весьма сложным — по принципу матрешки — строением. История маленького мальчика из большой еврейской семьи, который в юном возрасте испытал потрясение на показе фильма «Величайшее шоу на Земле» и с тех пор не расставался с кинокамерой. Маленький Сэм Фабельман в своих пристрастиях очень последователен и идет к своей мечте, несмотря ни на что. Именно камера раскроет ему глаза на то, что творится у него под носом, и с этого момента «Фабельманы» превращаются в семейную драму. Сэм остро переживает открытие, что мама увлечена другим. И с этого момента начинается его история взросления. Но все эти микротемы для Спилберга факультативны и нужны лишь для того, чтобы рассказать нам, какой магией обладает кино. Это великое искусство манипуляции зрителем, которое может стать орудием изощренной мести, уничтожить и возвысить. И на протяжении всего фильма Великий Режиссер манипулирует нами, создавая иллюзию, что мы вот-вот наконец уловили То Главное, что он собирался нам сказать…
Финал потрясет всех, кто такую иллюзию испытывал. ))) И он прекрасен. Вы не сможете составить свое мнение об этом фильме, если не досмотрите его до конца: вас ждет идейный твист, за которым чувствуется усмешка создателя. Впрочем, эта усмешка ощущается не только в финале. Режиссер беззастенчиво играет со зрительским терпением, и все же ему удается держать внимание в тонусе: непростительно растянутое на час начало прекрасно созерцательностью, красотой каждого кадра, материнской любовью и опекой. А потому мы видим, как минимум, 10 причин посмотреть автобиографический фильм Спилберга «Фабельманы».
5 причин смотреть «Фабельманы» Стивена Спилберга:
Что снимал маленький Спилберг
Если вам всегда было интересно, откуда появились «Челюсти» — присмотритесь, как маленький Сэмми снимает крушение поезда. Детские фильмы, показанные в «Фабельманах», — точное воспроизведение того, что снимал Стивен Спилберг в весьма нежном возрасте.
Музыка Джона Уильямса
Джон Уильямс — легендарный голливудский композитор, пятикратный лауреат «Оскара» за лучший саундтрек («Список Шиндлера», «Инопланетянин», «Звёздные войны: Эпизод 4 — Новая надежда», «Челюсти», «Скрипач на крыше»). Он не первый раз работает со Спилбергом, и в 2022 году объявил, что его работа над пятым «Индианой Джонсом» (а он написал музыку ко всем фильмам франшизы) станет его последней работой в кино: маэстро уже 90 лет.
«Фабельманы»: актеры и роли
Спилберг, как всегда, на высоте — актеры даже в эпизодических ролях показывают высший пилотаж. Дженни Берлин в роли невыносимой еврейской мамы Митци Фабельман. Хлоя Ист в роли Моники — невероятной подружки Сэма, помешанной на Иисусе. Оакс Фигли — задира и отморозок Чед. Молодой, подающий надежды австралийский актер Сэм Речнер в роли красавчика Логана, на котором Сэм Фабельман поставит свой первый кино-эксперимент. И это только навскидку.
Джадд Хёрш — выразитель авторской позиции
Джадд Хёрш, сыгравший дядю Бориса, укротителя львов, — несомненное украшение фильма. Этому персонажу Спилберг отводит одну из главных ролей в понимании главной идеи фильма. Разговор Бориса с Сэмом — это поворотный момент фильма, но и тут Спилберг не удержался и пошутил. Появление дяди, которого давно никто не видел предваряется кошмаром, в котором почившая мама предупреждает Митци, что не нужно пускать его на порог. Пародия на клишированность мистических ужастиков налицо, а дядя Борис делает свое черное дело и исчезает. но Сэм уже твердо усвоил урок.
Габриэль ЛаБелль в роли юного Спилберга
Фильм фокусируется на Сэмми, которого чудесно сыграл Габриэль ЛаБелль стал идеальным юным Фабельманом: ранимым и чутким, тонким и наивным художником, который проходит свою школу жизни, преодолевая неидеальность семьи, враждебность окружающего мира и непонимание своей удивительной страсти к кинематографу.

Мишель Уильямс феноменальна в роли Митци Фабельман: трогательная забота и чуткость — вот что мы видим на экране. Молодая женщина разрывается между любовью и чувством долга, но интуитивно нащупывает правильный путь. Никто никому ничего не должен, но каждый должен хотя бы попытаться стать счастливым — мудрая мысль, которая тяжело дается героям фильма.

Пол Дано идеален в роли отца. Серьезный ученый, которому не досуг вникать в домашние мелочи оказывается в одиночестве на вершине своей карьеры, но и в этом финале он находит утешение.
Искренний и трогательный фильм
«Фабельманы» подкупают искренностью. Именно поэтому первый затянутый час этой истории все равно выглядит красиво. Это «Фанни и Александр» по ощущениям — история счастливого детства одного маленького мальчика, мама которого придумала ему увлечение на всю жизнь. Сэмми окружен заботой и теплом, а потому абсолютно счастлив и занят только волшебством, которое производит кинокамера в его руках. Он идет к своей мечте, несмотря на то, что она воспринимается как довольно дорогое хобби. И эта магия рождения чего-то большего буквально сочится с экрана.
Гениальный финал
Камео Дэвида Линча в финале «Фабельманов» в роли Джона Форда — это, повторимся, то, ради чего стоит досмотреть этот фильм до конца. Спилберг расставит все точки над i. Главный грех кинематографа — заставить зрителя скучать. А потому вот вам мини-мастер-класс и, дорогой зритель, давай, до свидания.

На самом деле к этому Спилберг вел нас все долгие 2,5 часа: история поразительной связи маленького мальчика и камеры прошла через весь фильм, мы видели, как ребенок, захотевший воспроизвести железнодорожную аварию, постепенно становится режиссером и начинает понимать, какая сила сосредоточена в кинопленке.
И последние кадры — это снова аллюзия: как чаплиновский бродяга, судьба которого — вечные странствия, Сэм Фабельман удаляется от нас между корпусами студий, и мы понимаем, что его жизнь навсегда будет связана с кино, он в начале долгого, но волшебного пути.
Фильмы, похожие на «Фабельманы»
- «Спилберг» (документальный фильм)
- «Круклин»
- «Предложение»
- «Манк»
- «Милдред Пирс»
- «Леди Бёрд»
- «Общество мертвых поэтов»
- «Фанни и Александр»
- «Пурпурная роза Каира»
- «Новый кинотеатр «Парадизо»»