Альтернативный Эраст и безвольный Романов: «Фандорин. Азазель». Обзор 1 серии
Владислав Тирон в сериале «Фандорин. Азазель»

Альтернативный Эраст и безвольный Романов: «Фандорин. Азазель». Обзор 1 серии

Автор: Светлана Емельянова

Сериал «Фандорин. Азазель» Кинопоиск анонсировал как главное приключение этой зимы. Сериал снят по мотивам романа Бориса Акунина «Азазель», первого из цикла о гении сыска Эрасте Петровиче Фандорине. Начинающий сыщик живет в наше время — в 2023 году — в альтернативной России, в стольном Петрограде, в котором не было ни штурма Зимнего, ни залпов «Авроры»: страной благополучно продолжают править Романовы.

«Фандорин. Азазель». 1 серия

Казалось бы, отличная идея! Тут бы сценаристам развернуться и увлечь зрителя имперским величием, забавными подробностями быта и разнообразными историческими реалиями… Но не тут-то было! Зачем себя так напрягать? Оставим название столицы — Петроград, оставим мундиры и старую орфографию (которую, кстати, собирались менять еще до революции), ведь яти и еры на экране смартфона прикольно выглядят, добавим к этому роботов-полицейских (удивительно беспомощных, кстати, — при виде оружия в общественном месте он способен только выдать пугающий сигнал, и все) и довольно большие полномочия полиции (и завещание могут посмотреть в своей базе данных, без поверенного, о, ужас!). Пожалуй, хватит, сценаристы устали, полет фантазии закончился… В общем, кажется, что альтернативная Россия придумана не очень усердным школьником-шестиклассником.

Дисклеймер. Дальше будут рассуждения критика, не страдающего монархизмом и ненавистью к проклятому совку.

Итак, Романовы пережили всех клятых революционеров с их революциями и мирно правят страной. Что же мы видим по факту? Прошло 100 лет, а нынешний император Николай III — практически точная копия Николая II, нет мы не утрируем: гримеры явно добивались портретного сходства.

Максим Матвеев в сериале «Фандорин. Азазель»
Максим Матвеев. Кадр из сериала «Фандорин. Азазель»

Ну и характер… Уже первая сцена вызывает вопросы: Михаил Романов (Игорь Черневич) неприкрыто хамит на вручении наград прогрессивному премьер-министру Дмитрию Орлову (Евгений Стычкин), игнорируя присутствие императора. Помилуйте, непочтение в этих кругах должно выражаться значительно тоньше, с позволения сказать, аристократичнее, что ли… Император, глядя на это, беспомощно улыбается, лебезит перед премьером. А само это вручение наград напоминает школьный утренник, особенно доставило упоминание, что на нем присутствуют родители Орлова… ну, чистый кринж. И тут нас осенило, может, авторы снимают пародию на ретродетективы? Ну вот же, Николай III ссорится с императрицей и просит слугу «хлопни за меня дверью». Смешно, но на этом юмор заканчивается, и на него сил не хватило, и государь-император, как школьник, плачет под попсу, а потом пьет горькую, шатаясь по ночному альтернативному Питеру и истово жалея себя горемычного. Максим Матвеев в этой роли очень хорош, и это на момент выхода первой серии единственная сильная актерская работа. Все остальные — статисты, с трудом произносящие текст, никаких «я в предлагаемых обстоятельствах».

Едем дальше. А что же случилось с большевиками в этой альтернативной вселенной сериала «Фандорин. Азазель»? Авторы напряглись и успели в первой же серии нам сообщить, что правнук Ленина здесь художник- акционист Ульянов (Евгений Серзин), но сдержались и не сказали, куда и что он прибивал, возможно, это ждет нас в дальнейшем; Ленину построили-таки мавзолей… в Аргентине (почему не в Гондурасе?), куда люди ходят  «и зачем-то деньги платят». Ну, теперь-то стало значительно понятнее, что наши авторы думают про завоевания революции и зачем они оставили у власти Романовых — чтобы Ленина в Аргентине похоронить. Правда, пока непонятно, за какие заслуги он там, а его правнук — здесь…

Порадовала станция под названием «Белогвардейская» — что это за зверь  во вселенной, где никакой революции, а значит, и белой гвардии, не было — остается вопросом. Но это же мелочи, которые, впрочем, уже начинают раздражать. Потому что сериал интересен именно задумкой про альтернативную Россию (классическая экранизация уже есть), а этой альтернативности мы и не видим. При хронометраже почти час нам ничего не успели рассказать об этом мире в пилотной серии. В прошлом году мы уже наслаждались альтернативной историей в сериале «Карамора», и вот там логика и детализация были на высоте.

А что же наш главный герой, а то мы о нем как-то подзабыли, увлеченно злословя по поводу реалий альтернативной Расеи.

Эраст Петрович Фандорин, как мы помним, в романе «Азазель» лишь начинает свой путь в сыскной полиции. И выбор Владислава Тирона на эту роль во время анонсов не вызвал никаких вопросов. Актер активно снимается, и уже засветился во многих проектах. Но вот в первой серии показалось, что он усердно продолжает изображать то ли Мотю из «Триггера», то ли Костю из «Детективного синдрома». Все те же старательность, скромность , нахмуренный лоб, пытливый взгляд. А можно увидеть что-то новенькое?

Первая серия довольно бодро шла по каноническому тексту, и вдруг мы услышали что-то новенькое (время спойлеров): аристократы XXI века с понятием чести обращаются весьма вольно, и во время своеобразной дуэли с Кокориным (Григорий Верник) Ахтырцев (Святослав Рогожан) просто вынет пулю из барабана, когда нервы сдадут, а везучего Кокорина и вовсе застрелят, помогут уйти в мир иной. Комментировать поступок Ахтырцева не будем, а вот зачем нужно было так усложнять простую и эффективную русскую рулетку — это пока остается вопросом.

Вышла лишь первая серия, возможно, в следующих пяти жизнь альтернативной России забурлит подробностями, а мы увлечемся, наконец, детективной загадкой. Надежда ведь умирает последней.

Обзор всех экранизаций детективов Бориса Акунина о Фандорине здесь

Куда пойти и чем заняться:

Уникальные экскурсии