«Фандорин. Азазель» - неудачный фанфик. Скептическая рецензия
Владислав Тирон в сериале «Фандорин. Азазель»

Скептическая рецензия на сериал «Фандорин. Азазель»

Автор: Светлана Емельянова

Сериал «Фандорин. Азазель» Кинопоиск анонсировал как главное приключение этой зимы. Сериал снят по мотивам романа Бориса Акунина «Азазель», первого из цикла о гении сыска Эрасте Петровиче Фандорине. Начинающий сыщик живет в наше время — в 2023 году — в альтернативной России, в стольном Петрограде, в котором не было ни штурма Зимнего, ни залпов «Авроры»: страной благополучно продолжают править Романовы.

«Фандорин. Азазель». Нелепый фанфик. 1 серия

Казалось бы, отличная идея! Тут бы сценаристам развернуться и увлечь зрителя имперским величием, забавными подробностями быта и разнообразными историческими реалиями… Но не тут-то было! Зачем себя так напрягать? Оставим название столицы — Петроград, оставим мундиры и старую орфографию (которую, кстати, собирались менять еще до революции), ведь яти и еры на экране смартфона прикольно выглядят, добавим к этому роботов-полицейских (удивительно беспомощных, кстати, — при виде оружия в общественном месте он способен только выдать пугающий сигнал, и все) и довольно большие полномочия полиции (и завещание могут посмотреть в своей базе данных, без поверенного, о, ужас!). Пожалуй, хватит, сценаристы устали, полет фантазии закончился… В общем, кажется, что альтернативная Россия придумана не очень усердным школьником-шестиклассником.

Дисклеймер. Дальше будут рассуждения критика, не страдающего монархизмом и ненавистью к проклятому совку.

Итак, Романовы пережили всех клятых революционеров с их революциями и мирно правят страной. Что же мы видим по факту? Прошло 100 лет, а нынешний император Николай III — практически точная копия Николая II, нет мы не утрируем: гримеры явно добивались портретного сходства.

Максим Матвеев в сериале «Фандорин. Азазель»
Максим Матвеев. Кадр из сериала «Фандорин. Азазель»

Ну и характер… Уже первая сцена вызывает вопросы: Михаил Романов (Игорь Черневич, «Территория», «Мажор») неприкрыто хамит на вручении наград прогрессивному премьер-министру Дмитрию Орлову (Евгений Стычкин), игнорируя присутствие императора. Помилуйте, непочтение в этих кругах должно выражаться значительно тоньше, с позволения сказать, аристократичнее, что ли… Император, глядя на это, беспомощно улыбается, лебезит перед премьером. А само это вручение наград напоминает школьный утренник, особенно доставило упоминание, что на нем присутствуют родители Орлова… ну, чистый кринж. И тут нас осенило, может, авторы снимают пародию на ретродетективы? Ну вот же, Николай III ссорится с императрицей и просит слугу «хлопни за меня дверью». Смешно, но на этом юмор заканчивается, и на него сил не хватило, и государь-император, как школьник, плачет под попсу, а потом пьет горькую, шатаясь по ночному альтернативному Питеру и истово жалея себя горемычного. Максим Матвеев в этой роли очень хорош, и это на момент выхода первой серии единственная сильная актерская работа. Все остальные — статисты, с трудом произносящие текст, никаких «я в предлагаемых обстоятельствах».

Едем дальше. А что же случилось с большевиками в этой альтернативной вселенной сериала «Фандорин. Азазель»? Авторы напряглись и успели в первой же серии нам сообщить, что правнук Ленина здесь художник- акционист Ульянов (Евгений Серзин), но сдержались и не сказали, куда и что он прибивал, возможно, это ждет нас в дальнейшем; Ленину построили-таки мавзолей… в Аргентине (почему не в Гондурасе?), куда люди ходят  «и зачем-то деньги платят». Ну, теперь-то стало значительно понятнее, что наши авторы думают про завоевания революции и зачем они оставили у власти Романовых — чтобы Ленина в Аргентине похоронить. Правда, пока непонятно, за какие заслуги он там, а его правнук — здесь…

Порадовала станция под названием «Белогвардейская» — что это за зверь  во вселенной, где никакой революции, а значит, и Красной Армии, и белой гвардии, не случилось, — остается вопросом. Но это же мелочи, которые, впрочем, уже начинают раздражать. Потому что сериал интересен именно задумкой про альтернативную Россию (классическая экранизация уже есть), а этой альтернативности мы и не видим. При хронометраже почти час нам ничего не успели рассказать об этом мире в пилотной серии. В прошлом году мы уже наслаждались альтернативной историей в сериале «Карамора», и вот там логика и детализация были на высоте.

А что же наш главный герой, а то мы о нем как-то подзабыли, увлеченно злословя по поводу реалий альтернативной Расеи.

Эраст Петрович Фандорин, как мы помним, в романе «Азазель» лишь начинает свой путь в сыскной полиции. И выбор Владислава Тирона на эту роль во время анонсов не вызвал никаких вопросов. Актер активно снимается, и уже засветился во многих проектах. Но вот в первой серии показалось, что он усердно продолжает изображать то ли Мотю из «Триггера», то ли Костю из «Детективного синдрома». Все те же старательность, скромность , нахмуренный лоб, пытливый взгляд. А можно увидеть что-то новенькое?

Первая серия довольно бодро шла по каноническому тексту, и вдруг мы услышали что-то новенькое (время спойлеров): аристократы XXI века с понятием чести обращаются весьма вольно, и во время своеобразной дуэли с Кокориным (Григорий Верник) Ахтырцев (Святослав Рогожан) просто вынет пулю из барабана, когда нервы сдадут, а везучего Кокорина и вовсе застрелят, помогут уйти в мир иной. Комментировать поступок Ахтырцева не будем, а вот зачем нужно было так усложнять простую и эффективную русскую рулетку — это пока остается вопросом.

«Фандорин. Азазель». Альтернативный Эраст и безвольный Романов

Что же дальше? А дальше нужно расслабиться и перестать анализировать, что, потребляя детектив, сделать все-таки сложно.  Осторожно, будет много спойлеров.

Вторая серия подарит нам красивую картинку праздника фонтанов в Петергофе. Фонтан будет кровавым, это дело рук того самого демонического внука Ленина — Виктора Ульянова. Евгений Серзин продолжит появляться в кадре со сложносочиненным лицом, но что это за персона и о чем он так сосредоточенно размышляет — остается загадкой, впрочем, он тоже вращается в орбите Амалии, так что тайная организация явно приросла еще одним членом.

Третья серия подарит нам сюрприз: мы заглянем в прошлое Фандорина. Бедный мальчик обнаружит труп отца в окровавленной ванне с лезвием. Погодите-погодите, это же не сериал «Мажор»? Фух, показалось, наверное. Ну, и бонусом мы получим внятное объяснение белоглазости азазелей. Интересная приблуда, вот он, технологический прорыв, дождались.

Кстати, а что там ООН про Гондурас решил? Ах, нет, пардон, это опять не из той оперы. Государь-император наш озабочен обстановкой на Ближнем Востоке, и заявляет, что «Российская империя оценивает государственный переворот как внутренние перемены в самостоятельной стране». Ой, договорится, самодержец.

Кстати, Бриллинг в исполнении Сергея Горошко не чета Бриллингу Сергея Безрукова, он удивительным образом списан с каждого первого МГЕРовца (нет, в этой вселенной их нет), такой гладкий, правильный, выдающий незапоминающиеся округлые фразы. Тоска-а-а.

Впрочем, как и леди Эстер в исполнении Марины Игнатовой. От Нееловой-Эстер веяло величием и ужасом одновременно, такая любого сметет со своего пути. Альтернативная Эстер бесцветна и неэмоциональна, словно диктор, читающая телесуфлер. Мелодраматическая пошлость сцены взрыва запредельна. Таким образом, за четыре серии сюжет акунинского романа практически исчерпан.

Альтернативный Эраст Фандорин растерял в этой вселенной все свои самые главные качества: ум (даже Лиза соображает быстрее и лучше), знаменитую тренированность и обаятельность. В сухом остатке от великолепного российского сыщика остались рожки да ножки. Но то ли еще будет!..

К пятой серии секрет творческой группы уже просто лезет в глаза. Они собрали головокружительную мозаику из отечественных сериалов. Вот родители Лизаньки, коих успешно воспроизводят Евгений Коряковский и Юлия Марченко, словно на семейном ужине в «Немцах», препираются за столом. Да и Евгению Серзину не привыкать играть психов. Собственно, и мажорский след нам вовсе не померещился.

«Фандорин. Азазель». Смысл финала

Тем, кто сериал не досмотрел до конца, дальше лучше не читать, ибо утаивать мы ничего не намерены. напоминаю, что рецензия писалась по мере выхода серий в свет — от недели к неделе. И вот мы дошли до финальной, 6 серии. На наш взгляд, сериал нужно было называть не «Фандорин. Азазель», а «Сказ о том, как Фандорин государственный переворот проморгал». Мы занудно-консервативно все это время держали в уме, что Фандорин (между нами, девочками… да и мальчиками тоже, чего уж там) — это один из лучших сыщиком Российской империи, краса и гордость нации… И вот этот самородок талант самым позорным образом профукал эту самую империю. То есть силами азазелей (точнее, самого главного Азазеля) Николай III уже не царя, а Эраст Петрович слишком поздно сложил весь паззл с загадками.

Помните о том кровавом петергофском празднике фонтанов? Да-да, о том самом, о котором никто со второй серии не вспоминал. И внучке дедушки Ленина, который весьма редко появлялся на экране. Так вот, красивенькая акция Ульянова была просто мелким хулиганством и поводом дать зрителю зрелищ, ведь это был, кроме шуток, самый эффектный момент фильма, который ни к чему нас не привел. А ведь это детектив, здесь каждая деталь должна работать, причинять пользу сюжету. Должны работать и персонажи. Вот, например, Ипполит Зуров. Зачем он здесь? А он здесь, чтобы наливать Эрасту. Такая вот странная миссия.

Но вот вам персонаж — ключ, с помощью которого Фандорин разоблачает главгада — Саня Седов, который появляется в сериале в общей сложности секунд на тридцать (за три своих появления в разных ипостасях). Серьезно? У премьера не нашлось другого кандидата на роль отца? Зато теперь наконец-то стало понятно, зачем была нужна та неловкая сцена с родителями премьера во дворце… Ну, такое…

Собственно, мы подошли к финалу. Премьер-министр самолично привозит на свадьбу Фандорина торт с бомбой. Еще раз: САМ ПРИВОЗИТ БОМБУ. На глазах у всех. Устраивает фотосессию, все к чертям взрывается. В сухом остатке: Фандорин остается без жены (классика), Россия — без императора (тоже), российские зрители — без гениального сыщика, зато с толстым-толстым намеком на продолжение этого балагана.

Милый дедушка, Константин Макарович Уважаемые господа продюсеры! Нижайше просим Вас не допускать школоту к написанию сценариев, ибо смотреть на это зело больно. Да и за державу обидно. Ну хоть отправьте их на какие-нибудь курсы повышения квалификации, интеллекта и кругозора. Или создайте их. Но лучше — на хлеб и воду / в угол на горох (нужное подчеркнуть).

Неблагодарные зрители

Обзор всех экранизаций детективов Бориса Акунина о Фандорине здесь

Куда пойти и чем заняться:

Уникальные экскурсии