Гузель Яхина об экранизации Зулейхи и новом романе
Гузель Яхина

Гузель Яхина об экранизации «Зулейхи» и романе «Дети мои»

На встрече с читателями во время саратовской книжной ярмарки «Волжская волна» Гузель Яхина рассказала о том, как писался роман «Дети мои» и об экранизации романа «Зулейха закрывает глаза».

О романе «Дети мои»

Гузель Яхина фактуру для романа  «Дети мои» накапливала именно в Саратовской области: в Марксе, Хвалынске, Саратове, —  именно под Марксом разместила она немецкую колонию Гнаденталь, в которой жил школьный учитель Якоб Иванович Бах. Писатель много путешествовала по саратовской области, большое впечатление произвели на нее хвалынские пейзажи: меловые скалы, обрывистые волжские берега. Ей показалось уместным привнести в реалии Марксовского района хвалынский ландшафт:

— Я расположила колонию недалеко от современного города Маркс, мне это было важно, чтобы колония была на низком левом берегу, чтобы она была недалеко от главных населенных пунктов. При этом я допустила географическую неточность: правый берег напротив Маркса, это, конечно, не каменистый берег. Я позволила себе перенести его с мест Хвалынского заповедника. Это литературное допущение, оно продиктовано идеей двух совершено разных берегов. Эта идея внутренней миграции героя, который вечно бежит в мир совершенно иной. Мне был важен этот быстрый побег: за пару часов пересечь реку и оказаться в совершенно ином мире, в мире непроходимого леса, который еще и огорожен от всего происходящего высокой каменной стеной. Вы, естественно, это понимаете, а люди не из Саратовской области не понимают.

Гузель Яхина рассказала, что некоторые сцены в романе появились после визита в энгельсскую картинную галерею. В частности, две картины Якова Вебера — «Под лед» и «Варка арбузного меда».

— Я сейчас сходила и посмотрела на картины… Расстроилась, что не увидела картины «Под лед». По-моему, это лучшая из его картин. Эта картина, на которой передан страшный дух той эпохи. На ней изображено, как лунной зимней ночью в проруби топят двух обнаженных людей. Видимо, это какие-то вредители, и их отправляют под лед рогатинами. Эта сцена есть у меня в романе. Она переработана, это происходит не зимой, а осенью, — рассказывает автор.

Сказки пронизывают весь роман «Дети мои», а вдохновил на этот сюжетный ход Гузель Яхину сборник немецких сказок, который вышел в саратовском издательстве в 1935 году.

— Эта книжка подтолкнула меня сделать сказки ключевой метафорой для романа. За каждым таким сказочным мифологическим элементом скрывается реальная жизнь, реальная правда, которую мне захотелось прикрыть флером сказочности, — рассказывает Гузель Яхина.

Роман «Дети мои» планирует экранизировать студия «Рок» Алексея Учителя. Нет еще ни финансирования, ни сценариста. Пока Гузель Яхина рассказала о том, что с  Алексеем Учителем обсуждалась идея того, что в фильме о немцах Поволжья играли бы немцы.

Гузель Яхина о съемках сериала «Зулейха закрывает глаза»

Что касается сериала, в котором Чулпан Хаматова играет главную роль, то Гузель Яхина поделилась своими переживаниями относительно результата съемок: не станет ли мелодрама превалировать над трагической историей раскулачивания. Она рассказала, что сознательно не стала заканчивать историю главного героя.

— Получилось в романе такое многоточие… Читатель начинает думать, что было дальше, — резюмирует Гузель Яхина.

В сериале же такой книжный прием не срабатывает, потому сценаристы расставили все точки над i.

октябрь 2018 года
Записала Светлана Дергачева. Фото автора

 

Куда пойти и чем заняться:

Уникальные экскурсии