«Мертвые души» на нарколад - сериал Олега Маловичко «Химера»
сериал Химера

«Мертвые души» на нарколад — сериал Олега Маловичко «Химера»

Автор: Светлана Емельянова

На дворе конец 2022 года, а отечественный кинопром не имеет ничего сказать своему зрителю про хорошее, доброе, вечное. Зато много чего имеет сказать за чернуху и порнуху. Олег Маловичко и Душан Глигоров, создавшие в прошлом киносезоне очень сильный проект «Хрустальный», видимо, решили достать копирку и повторить. Только вот в «Хрустальном» была душа, а в «Химере» — только жесть в кубе, и ничего больше.

Тема наркотиков прочно вошла в сериальную жизнь: только в 2022 году вышли на экраны «Смычок», «Оффлайн» и «Капельник». Вот и «Химера» рассказывает нам о том, что наркобизнес не стоит на месте, используя для распространения новые каналы — отраву можно заказать и продать удаленно, дело техники, и сериал рассказывает о столкновении старой и новой модели наркобизнеса — передел сфер влияния на фоне расследования одного фанатичного следака.

Главный герой — майор Константин Коньков (Александр Кузнецов, «Сердце Пармы») — переводится в Питер из ЕКБ, чтобы продолжить делать то, в чем он так хорош — ловить и сажать преступников. В бэкграунде у майора очень страшная история, которая и двигает все его помыслы. Вроде бы звучит знакомо? ГГ с травмой борется со злом — явно же положительный персонаж. А вот и нет. Ненависть к наркодельцам затмила и убила в майоре все человеческое. Теперь это машина для уничтожения преступности, и уничтожать он ее будет всеми доступными ему способами, даже незаконными. Коньков одномерен до скрежета зубовного: Александр Кузнецов бесконечно продуцирует ненависть пополам с непримиримостью в кадре. Есть ли у этой машины для поимки преступников чувства?- есть, но они затоптаны, раздавлены и засунуты в самый дальний уголок этой черной души, и зрителю их не покажут. И это главный герой номер раз.

Главный герой номер два — наркоделец новой формации Дима-Джус (Эльдар Калимулин). Дима аутист, и закладчиком становится не от хорошей жизни, а от тотального безденежья. Светлая голова работает даже в такой патовой ситуации, и, казалось бы, неприспособленный к жизни парень с проблемами в общении усовершенствует распространение наркотиков, а потом и вовсе придумывает новую схему, которую будет реализовывать вместе с друзьями, удивляя и пугая конкурентов.

Главный герой номер три — это трехголовая гидра наркобаронов старой формации Татарин (Андрей Смирнов), его сын Сергей (Егор Корешков, «Вторая линия») и Рахмонов  (Лаваш) в исполнении не устающего продуцировать дьявольщину неподражаемого и незаменимого на таких ролях Игоря Миркурбанова. Все три актера прекрасны по-своему, если логика двух «взрослых» персонажей вполне ясна, то рафинированный сынок Татарина из начала сериала претерпевает внезапные и неочевидные метаморфозы а ля «яблочко от яблоньки» и к концу превращается в натурального бандита. Выглядит это нелогично и странно.

В сухом остатке — ни одного светлого пятна, ни одного хотя бы условно положительного героя. Будут еще коррумпированные менты, обнюхавшиеся ревнивые неформалы и мелкие гопники на службе новой реальности (оказывается, без кулаков и пистиков в реале все же не обойтись — надо поддерживать виртуал по старинке).

Три однотипные сюжетные линии, которые развиваются тремя главными героями. Они шантажируются и пытаются сохранить лицо в патовой ситуации, одновременно ищут из нее выход. Выход какой-никакой находится, а вот с лицом явно будет что-то не так. Принимая невозможные условия, герои неизбежно теряют по капле самих себя. Такое вот развитие образов а ля Майкл Корлеоне — постепенная сдача принципиальных позиций даже ради «блага семьи», «пользы для дела» ведет к потере души. Но это не «Крестный отец», это «Химера», и здесь суровые создатели совсем не интересуются психологическим перерождением своих персонажей, поэтому крупными мазками нам предъявляют вырождение всего что было (если оно и было) лучшего в мерзость несусветную. Финита ля комедия. Создатели сериала тщательно препарируют  и преподносят зрителям уже совсем мертвые души героев.

Олег Маловичко хорошо работает с клише, но в этом проекте произошел явный передоз перебор: в некоторых сценах буквально читается первоисточник. Вот мы ждем, что майор скажет что-то программное, типа «наркобарон должен сидеть в тюрьме», чтобы завершить образ, а в другой момент вдруг привидится, что Костя, которому нечего терять, вырос из образа Мартина Риггза Мэла Гибсона. Или это почудилось, чур меня, слишком много прообразов / заимствований / клише (нужное подчеркнуть).

Финал сериала «Химера»

Осторожно, много спойлеров!

Когда давным-давно, в 1987 году, на еще советские экраны вышел фильм Станислава Говорухина  «Десять негритят». Для меня он был шоком, прежде всего, потому, что там не было никакой надежды и, цитируя другую советскую классику, «в общем, все умерли».

Финал «Химеры» писался словно под эту считалочку: «Последний негритенок вздохнул устало, повесился, и никого не стало». Мрачность и безнадежность, культивирующиеся с самого старта сезона, в последних двух сериях возводятся в абсолют. Главные герои выжигают все на своем пути, но эта выжженная земля поглощает и их самих.

В прошлом году событием стал сериал, созданный Олегом Маловичко и Душаном Глигоровым, «Хрустальный». «Химера», несомненно, завоюет своего зрителя. Стоит ли ждать на следующий год третий сериал на букву Х — скоро узнаем.

Фильмы и сериалы, похожие на «Химеру»

Куда пойти и чем заняться:

Уникальные экскурсии