Сериал «Хороший человек» - типичный нуар от Константина Богомолова
Юлия Снигирь и Михаил Ефремов

Сериал «Хороший человек» — типичный нуар от Константина Богомолова

Автор: Светлана Дергачева

«Хороший человек» (18+) — одно из самых ярких событий сериального сезона 2020 года. Заявленный как детективная тру-стори об ангарском маньяке, сериал Константина Богомолова только прикидывается детективом. Как всегда, режиссер, базируясь на исходном истории, создает яркое высказывание об окружающей нас действительности.

ivi.ru [CPS]

На самом деле это не история ангарского маньяка. Реальный ангарский убийца — Михаил Попков — убил за 18 лет (1994-2012 годы) больше 80 женщин. Следствие велось силой энтузиастов-следователей, фактически вопреки системе. Когда маньяка все-таки поймали, все до одного свидетели в показаниях говорили, что это был хороший человек, отсюда и название. На этом сходство с реальной историей заканчивается и начинается творчество Константина Богомолова и как сценариста, и как режиссера.

Сериал «Хороший человек» — российский нуар

Сериал «Хороший человек» — это история следователя Евгении Ключевской (Юлия Снигирь), которую фактически ссылают в провинциальный Вознесенск, где она (внезапно для начальства всех рангов) развивает бурную деятельность. Для начала обнаруживает признаки серийного убийцы, а потом ввязывается в следствие по делу бандитских разборок 90-х, которое затрагивает всю местную элиту. Осторожно, возможны спойлеры.

С Евгенией в паре начинает работать майор Иван Крутихин (Никита Ефремов). Практически с первых минут мы понимаем, что он-то и есть тот самый жуткий маньяк, режиссер этого не скрывает, наоборот, с каждой серией мы все глубже проникаем в его мир. У Ивана свой моральный кодекс, которого он строго придерживается: убивает исключительно «падших» женщин — неверных жен, дам полусвета и т.д. На сегодняшний день это одна из лучших актерских работ Никиты Ефремова в кино.

Богомолов в сериале «Хороший человек» нисколько не демонизирует маньяка, наоборот, он весьма обаятелен и очень умен, и у него в анамнезе тяжелая детская травма (а как же без нее). А Ефремов совершает почти невозможное: без надрыва и истерик он внушает иногда одновременно, иногда последовательно и ужас, и отвращение, и сочувствие. В системе координат Крутихина женщина — объект неизведанный и априори несущий угрозу.

Ты — опасность, измена, неясность: ты — женщина.

Иван Крутихин, маньяк

При том, что наш убийца хорошо адаптирован в социуме, он чувствует свою инаковость, о чем нам и сообщает. Не напрямую, конечно. Но в одной из бесед с Евгенией он упоминает о пятидесятидвухгерцевом ките. Это самый одинокий в мире кит, ведь его сородичи его не слышат (они общаются на других частотах), а потому он вынужден жить и мигрировать один. Очень романтичный образ для кровавого маньяка.

Евгения Стрелецкая тоже имеет своих скелетов в шкафу, которые отчетливо позвякивают костями с первых минут сериала. Юлия Снигирь играет женщину со сложной судьбой, не сломавшуюся, но закрывшуюся ото всех, даже самых близких. Поэтому следователь ведет себя немного отстраненно и холодно.

Константин Богомолов мастерски нагнетает саспенс: видя игру Крутихина и зная, что он маньяк, зритель все время держится в напряжении, когда же, ну когда она его разгадает.

Каждый мужчина встречает свою женщину-смерть. Он либо убивает ее, либо дает ей убить себя.

Владимир Холодный, учитель

«Хороший человек» как приговор системе

Зритель, видевший хотя бы одну, а лучше две театральные постановки Константина Богомолова, понимающий и принимающий его режиссерский язык, воспримет сериал, что называется, «на ура», потому что в нем сразу узнается  почерк режиссера, его фирменные приемы и методы высказывания.

В театральных постановках он часто использует многочисленные экраны / трансляции, в сериале «Хороший человек» — эксплуатирует черно-белые флешбэки, которые рассказывают нам драму главных героев. Но флешбэками Богомолов не ограничивается и добавляет анимационные вставки (вспоминаем, родители главманьяка — мультипликаторы). В этих вставках — и фирменных богомоловский сарказм, и возможность показать постскриптум к эпизоду, в общем это территория режиссера, его прямое высказывание-комментарий.

Ту же самую роль играет и саундтрек. Опять же, если вспомнить театрального режиссера Константина Богомолова, то неотъемлемой частью любых его спектаклей являются советские хиты. Можно воспринимать это как стеб, но это лишь поверхностное восприятие. И если вслушаться в текст и наложить его на определенную мизансцену, можно удивиться полученному эффекту. (Сразу вспоминает Игорь Миркубанов, поющий «Я люблю тебя, жизнь» в финале «Карамазовых» — мороз по коже).

Заглавный кавер сериала «Хороший человек» на песню группы «Мумий Тролль» «Такие девчонки»… Казалось бы, невозможно петь более протяжно и тягуче, но нет, Palina это делает потрясающе — и зримо обступает тьма, обволакивает тревога, хочется залезть под одеяло, и только одним глазом следить за происходящим, так безопаснее.

То же самое происходит с панк-кавером группы «Ноль» «Что так сердце растревожено…». он пройдет лейтмотивом по всему сериалу, каждый раз меняя свое значение от дурашливого до пафосного, от иронии, переходящей в сарказм и обратно.

Ну и на сладкое, присутствие Ксении Анатольевны Собчак в сериале. Сетевые комментаторы брызгали ядовитой слюной и вопили ЗАЧЕМ. А еще вспоминали о родственных связях, конечно. Героиня Собчак, действительно поначалу раздражающая своей неуместностью и абсолютной деревянностью в кадре — один из самых важных персонажей сериала, фактически, герой-резонер.

Именно в уста Ларисы Вериш режиссер вкладывает декларативное высказывание:  «Невозможно найти маньяка, если маньяк ищет сам себя». Эту фразу можно было бы сделать рекламным слоганом сериала, мы ведь помним, что здесь именно так все и происходит. Но не так все просто. У этой фразы определенно есть и другой смысл. Это метафора  прогнившей насквозь системы, где рука руку моет и во властных структурах, и в следственных органах. Это диагноз действительности. Трезвый и беспощадный.

— Либо надо брать всех, либо ничего не делать.

Лариса Вериш

И все, что мы видим на экране, — только его подтверждает: палки в колеса от московского начальства, местные бизнес-воротилы, чье осиное гнездо потревожила бестактная Ключевская.

Финал сериала, который многих разочаровал, абсолютно закономерен: убийца наказан своим создателем, Система от этого процесса максимально дистанцировалась и не поддалась рефлексии, как же такой «хороший человек» оказался страшным маньяком.

«Хороший человек»  — нестандартный продукт, буквально выламывающийся из всех канонов: глубокий, атмосферный, красивый. Жаль, массовый зритель не сильно оценил. Хочется надеяться, что это не последняя работа Богомолова на телевидении.

«Хороший человек»: похожие сериалы

  • «Тень за спиной» (еще один сериал про ангарского маньяка)
  • «Крах»
  • «Душегубы»
  • «Хрустальный»
  • «Девушка с татуировкой дракона»

Вам также будет интересно

Топ-20 российских сериалов 2020 года
Топ-20 российских сериалов 2021 года
Топ-20 зарубежных сериалов 2021 года

Голосовать! post
ivi.ru [CPS]

Куда пойти и чем заняться:

Уникальные экскурсии