Автор: Светлана Трофимова
Незадолго до Хэллоуина Netflix выпустил антологию ужасов — «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо». Мексиканский режиссер, многажды обласканный в Америке и снявший прекрасный и пугающий одновременно «Лабиринта Фавна», чье имя попало в название сериала, пытается выправить ситуацию с жанром ужасов, который переживает не лучшие времена.
Фанаты ужастиков сериал ждали, а потом яростно обсуждали. Некоторые из создателей сериала (а у каждой серии — свой режиссер и свой автор сценария) не справились с форматом. Зато другие создали настоящие шедевры. Как за столь небольшое время — 40 минут — рассказать внятную (желательно логичную) историю, при этом качественно и красиво напугав зрителя?! Для некоторых серий ответ неутешительный — «It’s impossible, Люська!» (© «Любовь и голуби», если кто не в курсе). Для других желаемый эффект достигался с виртуозной легкостью. Почему к зрителю ушел столь неравнозначный контент — вот в чем вопрос!
В начале каждой серии нас встречает сам Гильермо дель Торо в роли конферансье. Он объявляет название серии, ее режиссера и дает короткую преамбулу-затравку. Миленько, что тут сказать. Когда еще с нами создатель сериала вот так напрямую общается? Правильно, никогда. Но и все. Если бы эти обращения к зрителю несли какую-то сверхзадачу — заставляли бы чуть глубже копнуть на предмет морали истории… но нет, нет у дель Торо никаких сверхзадач. Это просто краткая аннотация, не более. Изящный антураж вступления шкаф-кабинет, из которого Гильермо с ловкостью достает какой-нибудь предмет-символ очередной серии. Он объявляет название и режиссера, и на столе появляется его малюсенькая скульптурка.
Целые две серии антологии сняты по рассказам самого маэстро — Гильермо дель Торо, первый рассказ антологию откроет, второй — завершит ее. Также в сериале две серии сняты по произведениям короля мистики и ужасов Говарда Филипса Лавкрафта. В сухом остатке ровно три серии стоит посмотреть обязательно, остальное — на ваше усмотрение.
«Кабинет редкостей Гильермо дель Торо». 1 сезон по сериям
1 серия. Пилотная серия «Лот №36» снята режиссером Гильермо Наварро. История о заброшенном складе, на котором наш герой (Тим Блейк Нельсон) найдет что-то жуткое. Что ж, зрители, увы, так и не узнают, почему старичок-хозяин этого склада так уморительно прыгал в коридоре. Зачем довольно приличный кусок экранного времени заняло выступление Буша, оправдывающего нападение на Ирак? Маэстро на что-то намекает? А дамочка, которая так долго караулила и в итоге не открыла дверь — она что-то знала? Итак, главные недостатки серии: слишком неторопливая завязка истории и непропорционально быстрая, скомканная развязка, нелогичная — если не сказать глупая — и неубедительная, а это фатально для любого жанра, а для ужасов — особенно. Оценка первого сюжета — 4 из 10.
2 серия. «Кладбищенские крысы». Режиссер Винченцо Натали, по рассказу Генри Каттнера. Во вступлении маэстро опять позволил себе двусмысленный пассаж в отношении пуритан. А в целом серия ни о чем: незамысловатое название, банальный сюжет о разграблении могил. Типичный ужастик, эксплуатирующий простейшие эмоции: отвращение, клаустрофобию. И немой вопрос в конце — а где тот самый лаз, через который ГГ попал в могилу? Если бы бы была градация на тупые ужастики и все остальные — то вот, этот, несомненно, тупой. 1 из 10.
3 серия. «Вскрытие» по рассказу Майкла Ши. Режиссер Дэвид Прайор. Великолепный Ф. Мюррэй Абрахам («Амадей») в микроверсии «Чужого». Не будем детализировать, чтобы не испортить удовольствие. В этой серии все гармонично: сценарий как хороший детектив логичен и лаконичен, 10 из 10.
4 серия. «Внешняя сторона». Режиссер Анна Лили Амирпур. Дэн Стивенс («Я создан для тебя») играет ведущего из магазина на диване. От его идеальной внешности и парика а ля Таргариены просто мороз по коже. Гений маркетинга убеждает главную героиню изменить себя и свою жизнь… с помощью лосьона для лица. Вы не забыли, что это ужастик? Или тоже думаете, что с вами что-то не так? Эта серия балансирует между первым сезоном «Фарго» и великим фильмом Даррена Аронофски «Реквием по мечте»: мощный посыл и простота формы великолепны. 11 из 10.
5 серия.«Модель для Пикмана» по рассказу Г. Лавкрафта. Режиссер Кит Томас. Криспин Гловер (тот самый Джордж МакФлай из «Назад в будущее») и Бен Барнс («Сыны свободы») играют художников. Но каких! Палитра серии ближе к фильма Питера Гринуэя (ну, или старых голландцев). Потрясающе по красоте и мощи высказывание о влиянии искусства на воображение, психику и судьбу. 10 из 10.
6 серия. «Грезы в ведьмовском доме» по рассказу Г. Лавкрафта. Режиссер Кэтрин Хардвик. В главной роли в этой страшной сказке про привидения — изрядно обрюзгший Рон Уизли — Руперт Гринт. Спасайся, кто может, и пол мне тут не испачкайте! 6 из 10
7 серия. «Показ». Режиссер Панос Косматос, он же выступил соавтором сценария. В главной роли — Питер Уэллер («Робокоп »), в одной из ролей — Шарлин Йи («Доктор Хаус»). Странный показ в доме мультимиллионера собирает странную компанию. Выживут не все, чего уж там. Скучно, медленно… где логика, где разум… 4 из 10.
8 серия. «Мурмурации». Режиссер — Дженнифер Кент. В главной роли — Эндрю Линкольн (Рик Граймс из «Ходячих мертвецов»). Это тоже оригинальный рассказ дель Торо. Вместе с четой орнитологов займемся исследованием чернохобиков и привидений (для разнообразия). Очень мило, мелодраматично, киногенично и ничуть не страшно. 7 из 10
Итак, теперь мы знаем (точнее — надеемся), что с 25 октября 2022 фильмы ужасов начали переживать Ренессанс. Остается уповать на продолжение банкета продление сериала «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» на второй сезон.
Вам также будет интересно
Топ-20 зарубежных сериалов 2022 года
Топ-20 российских сериалов 2022 года
Топ-5 российских фильмов 2022 года