Автор: Светлана Дергачева
— Главное — убить дракона.
— Нет, главное — самим не стать драконами.
«Карамора»
2022-й год принес нам уже множество кинематографических сюрпризов (главный из них на начало года — британский сериал «Будет больно»), и сериал «Карамора», снятый Данилой Козловским, стал одним из них.
В последнее время российские сериалы уже довольно успешно освоили детективный жанр и очень эффективно замахнулись на вампирскую тему («Вампиры средней полосы» тому яркое доказательство). Козловский сотоварищи пошел дальше, оставив всех позади (пока, по крайней мере), и создал великолепную гремучую смесь жанров. «Карамора» — это и фэнтези, и альтернативная история, и боевик со всеми обильно вытекающими последствиями (интересно было бы узнать, сколько литров искусственной крови было пролито на съемочной площадке, держите детей подальше от экрана!).
Картинка радует глаз: костюмы, статисты и каскадеры, настоящие декорации, которые нещадно жглись, крушились, взрывались на протяжении всех 8 серий. Видно невооруженным глазом, что не экономили и старались все делать качественно, и даже титры сделаны на 5 с плюсом, а заглавный трек «Jusqua La Mort», написанный Олегом Карпачевым, — этакая аристократическая штучка с классическим шармом и изяществом. Дальше возможны спойлеры, будьте осторожны.

Главный бриллиант «Караморы» — его сценарий. Александр Фомин создал волшебный эликсир из великой русской литературы и не менее великой, но более противоречивой и трагичной русской истории. При большом желании можно бесконечно разгадывать аллюзии и прямые цитаты в этом тексте, но ровно три источника, на которые, как на три столпа, опирается сценарий «Караморы», нужно упомянуть обязательно:
- рассказ Максима Горького «Карамора»,
- повесть А.К. Толстого «Упырь»,
- пьеса Евгения Шварца «Дракон» (тут, кстати, тоже вопрос — на что опирался автор, может, на переработку шварцевского текста Марком Захаровым и Григорием Гориным, но это, опять же, не наша головная боль).
Два главных антагониста сериала — Петр Каразин, он же Карамора (Данила Козловский) и Александр Руневский (Филипп Янковский, «Черное облако», «Статский советник») — явились из первых двух произведений, правда, от их классических образов мало что осталось, можно сказать, только контуры, а вот философская подкладка под весь этот вампирско-революционный треш зиждется на притче Евгения Шварца, конечно.
Начало XX века: революционные ветры во всю уже гуляют по России, только в этой альтернативной реальности поводов для свержения самодержавия и отлучения от власти дворянства ровно плюс один: все высшее общество не только России, но и старушки Европы веками скрывает страшную тайну — они вампиры. Данила Козловский играет революционера-анархиста Петра Каразина по прозвищу Карамора. От горьковского персонажа в сериале остались лишь рожки да ножки, а именно — связь с анархистами и охранкой. Каразин — сильная, харизматичная личность, способная увлечь и повести за собой. Вот только куда и зачем?
Карамора — личность не только сильная, но и, определенно, талантливая. Бедолаге Маяковскому (Николай Комягин) он походя сделает замечание по поводу рифмы, а Кобе (да-да, будущему товарищу Сталину) — прямо скажет, что у него «головокружение от мелких успехов». Такие цитаты и намеки для тех, кто в курсе, разбросаны по всему сериалу, чего стоит предостережение, походя высказанное бедному мальчишке Гавриле Принципу.
Герой Козловского за 8 серий претерпевает довольно мощную метаморфозу от азартного анархизма к жажде мести / всепоглощающей ненависти / яростному желанию сокрушать все на своем пути. Довести вампиров до смерти можно только огнем, серебром и диетой. К последнему средству наши революционеры пока не прибегают, ограничиваются лишь первыми двумя.
Когда человек начинает говорить лозунгами, значит, в его сердце больше нет нормальных слов
Ткачев
В сериал блистают замечательные артисты, некоторые, правда, беззастенчиво эксплуатируют уже наработанные приемы (Андрей Смоляков, кажется, шагнул сюда прямо из «Мосгаза», разве что костюмчик сменить успел). Зато у Евгения Шварца получился такой лукавый, игривый и очень непростой Феликс Юсупов,

а у Артура Вахи — мудрый и неоднозначный соратник Караморы Ткачев.
Хорош дуэт Дарьи Балабановой и Филиппа Янковского. Алина из яростной анархистки становится не менее яростной монархисткой вампиршей (видимо, где-то в ее голове скрывается переключатель), а Янковский, то есть Руневский, и аристократичен, и обаятелен, и, главное, спокоен. Это его уверенное спокойствие — главная антитеза нашему сомнительному протагонисту Караморе. ГГ так не хватает рассудительности и глубины! Он один против всей несправедливости этого мира, но для романтического героя слишком незамысловат и одномерен, да-да. Пока что, увы и ах, Карамора — самый плоский персонаж сериала… И виноват в этом, вынуждены признать, Козловский-режиссер: он просто не справился с Козловским-актером.
Но. Напрашивается второй сезон, и если ему суждено быть, то, думается, героя ждет в нем развитие, и вот тут главное пожелание Даниле Козловскому — научиться видеть себя со стороны. Все будет хорошо ))))
А нам остается воскликнуть вместе с князем Юсуповым:
— Что за фарс! Я же не могу ждать продолжения вечно! Или могу?!
Сериалы, похожие на «Карамора»:
- «Гоголь»
- «Вавилон-Берлин»
- «Дневник убийцы»