Сериал «Крутая перемена»: Никита Ефремов учит и перевоспитывается
Никита Ефремов в сериале Крутая перемена

Сериал «Крутая перемена»: Никита Ефремов учит и перевоспитывается

Автор: Светлана Емельянова

Стартовавшая драмеди «Крутая перемена» уже нашла хейтеров и поклонников (а скорее, и тех, и других в одном флаконе). Проект спорный, но не лишенный достоинств. В этой статье разбираемся с вопиющими недостатками и милыми поучительными байками (нет).

Андрей Ларионов (Никита Ефремов) — сын директора школа и по совместительству Учителя года — мечтал продолжить дело мамы и вернуться в родную школу учителем литературы. Вот только учеба в Москве меняет траекторию его жизни, и он становится бизнесменом-неудачником. Судьба-злодейка заставит-таки его вернуться в родной городок и совмещать преподавание литературы в школе и… колонии. К чему это приведет горе-учителя? Смотрим, наблюдаем.

На титрах — бессмертная песня Владимира Шаинского «Учат в школе», знакомая каждому советскому и постсоветскому школьнику. Титры сделаны на отлично: парад главных и второстепенных персонажей, усаженных за школьные парты — яркий и нескучный, нет желания промотать. В них режиссеру удалось явить зрителю сущность каждого персонажа… Беда только в том, что, кажется, этот процесс настолько всех измотал, что больше ни актеры, ни режиссер себя не утруждали. Ну а чё, и так всё уже ясно.

Никита Ефремов, который в этом году, кажется, покрал лавры Козловского и Петрова (это уже третий заметный кинопроект, в котором он в главной роли, после «Здорового человека» и «Библиотекаря»), по большому счету не имеет сверхзадачи и несильно себя утруждает. Да и какая сверхзадача может быть при таких огрехах в сценарии.

В анамнезе: мальчик-отличник, мечтающий продолжить дело мамы. Имеем по факту: довольно скользкого (но чертовски обаятельного) типа, погнавшегося за деньгами и бросившего свою девушку, обманувшего ожидания родителей… Стоп-стоп-стоп. Мы же не в девятнадцатом веке живем? Почему великовозрастный краснодипломник из середины нулевых не может намекнуть маме и папе, что у него изменились планы? Мы же не смотрим старое доброе кино 1950-60-х?

В этом и кроется загадочная магия нового сериала Карена Оганесяна. Создается стойкое ощущение, что сценаристы и Ко обсмотрелись советского кино, очаровались им (внезапно) и, не знаю, ведая или нет, перенесли оттуда многое, что смотрится в наше время анахронизмом (или, ОМГ, стилизацией?).

И самым забавным здесь является любимый прием советского кино, сохраняющего целомудренность, несмотря ни на что (помните, герои целуются, а дальше — небо). Гиперцеломудренный показ любовного акта — танцующий на столе стеклянный пеликан, шатающаяся мебель — веселит не меньше сыроватого сценария.

Каждая серия «Крутой перемены» заимствует название у произведения из школьной программы: «Горе от ума», «Преступление и наказание», «Отцы и дети».

Есть очень сильное подозрение, что какое-то из ведомств, постоянно поражающих воображение общественности полетом чиновничьей фантазии (сиречь минкульт или минобраз) сделало госзаказ на популяризацию русской классики. Мы уже наблюдали суровую училку литературы, вколачивающую образы русской классики методами ММА в «Оливье и роботы» (кстати, в исполнении Ольги Медынич). А тут не 20-минутный формат, и есть где разгуляться (или оттоптаться). Главный герой чертовски обаятельно выдает осовремененный упрощенный суррогат, который якобы одинаково эффективно заинтересовывает и нечитающих школьников, и нерефлексирующих зеков.

И те, и другие волшебным образом становятся почти что шелковыми, начинают верить в необходимость чтения, учения и причинения добра. Вот только лавры «Доживем до понедельника» или «Большой перемены» (оцените аллюзию в названии!), которые, вероятно, создателям сериала снились по ночам, вряд ли им светят. Потому что все это выглядит малоубедительно.

Ну а страсти-мордасти а ля мексиканское мыло — вообще не красит. Дешево и несмешно, господа сценаристы.

Почему правильно воспитанный ботаник вдруг кидается во все тяжкие? Почему неподдающиеся рецидивисты от пары спичей малоубедительного неудачника размякли и встали на неуклонный путь к исправлению? Почему? Отчего? Впрочем, да что это мы брюзжим. Только три серии вышло, еще не вечер, поживем — увидим!

«Крутая перемена»: актеры и роли

Никита Ефремов в сериале Крутая перемена
Никита Ефремов. Кадр из сериала Крутая перемена

Никита Ефремов — бесспорно, хороший актер и любимец публики. Он не может быть неубедительным. Просто временами кажется, что он просто шагнул в «Крутую перемену» из «Библиотекаря», даже не переодевшись и со всем тамошним багажом. Но это от того, что типаже его героев в этих сериалах очень похожи, и режиссер «Крутой перемены» не озаботился глубиной и правдивостью образов. Совсем. За что пенять актеру. Он выполнил поставленную задачу. «Садись, три».

Ольга Медынич в сериале Крутая перемена
Ольга Медынич. Кадр из сериала Крутая перемена

Ольга Медынич («Вампиры средней полосы», «Оливье и роботы») на отлично отыграла этакую идеальную, не испорченную карьерной лестницей директрису (коих буквально днем с огнем). И все-то в ней волшебно уживается (как и в ее чудесной дочке-отличнице): и великое терпению к рохле-мужу, и не менее великое прощение своего бывшего, и мудрость педагогическая и женская. И вот эта вся чрезмерная идеальность актрисе удается на отлично. Любо-дорого посмотреть.

Игорь Черневич в сериале Крутая перемена
Игорь Черневич. Кадр из сериала Крутая перемена

Игорю Черневичу («Территория», «Мажор»)играть совсем нечего. Три серии подряд он мужественно демонстрирует отеческую снисходительность, густо замешанную на трагическом презрении. Видеть его в этой роли приятно…

Евгения Дмитриева («Библиотекарь») получила самую неблагодарную роль — квинтэссенцую настоящей училки. Правильная до скрежета зубовного, произносящая чудовищные штампы, выстраивающая жизненные перспективы… Что ж, кажется, ясно, почему мальчик решил не возвращаться.

Куда пойти и чем заняться:

Уникальные экскурсии