Автор: Светлана Трофимова
Тема тру-маньяков не отпускает наш отечественный кинопром. Не успели мы ужаснуться деяниям Фишера, как подоспел еще один сериал, основанный на реальных событиях — «Мёрзлая земля» со Светланой Ходченковой («Я «любила» мужа», «Актрисы») в главной роли.
В городе пропала девушка. Она успела вызвать такси, но в него не села. Под подозрением — местные таксисты, и сразу несколько человек арестованы. Один из них — Максим (Антон Филипенко), бойфренд Ларисы Айдаровой (Светлана Ходченкова), которая теперь без устали будет отстаивать его честное имя и свое право на счастье.
Этот криминальный детектив расследует ошибки системы, а не феномен убийцы. Тема не новая, такое мы уже видели в «Душегубах», но у сериала Оксаны Карас своя фишка: в центре сюжета история женщины, которая борется за любимого. Весь сериал на первом плане именно героиня Светланы Ходченковой.
Можно придумать сколько угодно рассуждений со знаком минус на тему, подходит ли актриса на роль таксистки, только какой в этом смысл? Да, очевидно бросаются в глаза несоответствие внешности и роли, к этому, чтобы два раза не вставать, добавим, что интерьер квартиры тоже вызывает вопросы, а наличие планетарного миксера на кухне — гомерический хохот, но этим грешат практически все наши сериалы. Ну а Светлана Ходченкова в этой роли великолепна.

Настрадавшаяся от мужа-абьюзера (весьма убедительный Андрей Бурковский), ее героиня расцветает в новых отношениях, и потому так отчаянно борется за них, за свое счастье. Актриса одинаково органична и в окружении таксующих мужиков, и в компании несчастных теток, и на допросе у злобного следователя, и на свидании с любимым. А сцена в такси, когда она думает, что сейчас ей сделают предложение… да это просто 10 из 10!
В роли ее взрослеющей и остро переживающей дочери Полина Гухман («И снова здравствуйте!»), вновь играющая подростковые метания.

Интересный сюжетный ход проворачивают сценаристы «Мёрзлой земли», обманывая зрительские ожидания. Можно сказать, нас подлавливают, используя застарелое и изрядно поднадоевшее клише «московский следователь». Засланный казачок (в роли которого Юрий Чурсин), холодный и отстраненный вначале, брезгливо посматривающий примерно на всех, заиграет совершенно другую мелодию, только дайте ему час. И этот сюжетный твист, правда, не такой ошеломительный, дорогого стоит.

Две филигранно сделанные роли местных следаков у Максима Стоянова («Немцы») и Сабины Ахмедовой («Содержанки») , вот здесь не будем раскрывать детали, иначе будут спойлеры. Да, и джемпер Стоянова с мишкой во всю грудь, из которого он не вылезал полсериала, — это что-то. Но во второй половине актер вылезет из этого нелепого свитера и заблистает всем гранями талантами. Ну и Сабина Ахмедова в роли расчетливой стервы-следачки — услада глаз.

В этой провинциальной глуши все не то, чем кажется, и лучшая подруга с готовностью предаст, и коллеги отвернутся, дай только повод. Тема коллективного порицания и синдрома отмены в какой-то момент становится центральной. Глубина внезапного остервенелого осуждения потрясает.
Еще один мощный образ создает Андрей Бурковский. Муж-абьюзер, всеми правдами и неправдами пытающийся вернуть семью. Ну, а если не получается вернуть, — значит, наказать помощнее.

У Антона Филипенко совсем небольшая (по экранным меркам), но центральная роль. Он тот самый возлюбленный, которого с такой самоотверженностью спасает главная героиня. Самая большая загадка и головоломка. Кто же он на самом деле? Жуткий маньяк или жертва полицейского произвола?
В конечном итоге, когда уже все точки над i будут расставлены, станет очевидно, что Лариса сражается за себя, за то, чтобы в ее жизни не осталось тайн, даже самых страшных, за правду, какой бы она ни была. Красивый образ сильной женщины.

Как это было на самом деле
Название сериала «Мерзлая земля» — прямая цитата из статьи «Дорога в Аскиз» об этих страшных событиях. Читать дальше стоит только тем, кто уже посмотрел сериал: будут спойлеры.
Эти события произошли в Хакассии. Некоторые девушки были найдены изнасилованными и убитыми, некоторые числились пропавшими. При этом были и живые, которым удалось спастись, но которых местные следователи, чтобы не умереть от переработок, уговаривали забрать заявление. По факту имя маньяка — Дмитрия Лебедя — было известно полиции практически с самого начала, но его всегда отпускали, ведь делу не давали ход. Так продолжалось 5 лет, пока отец одной из пропавших не начал собственное расследование, именно его упорством и фанатичной верой в то, что он найдет дочь, дело было сдвинуто с мертвой точки.