Троллинг 99 уровня - «Не смотрите наверх» Адама МакКея
Кадр из фильма «Не смотрите наверх»

Гротесковый шедевр Адама МакКея — «Не смотрите наверх»

Автор: Светлана Дергачева

Фильм Адама МакКея «Не смотрите наверх» — пожалуй, главное событие 2021 года. Стриминговый сервис Netflix в 2021 году не устает удивлять нас шедеврами (один из которых, безусловно, «Власть пса»), и эта комедия — очередное сильное высказывание режиссера, за спиной которого — оскаровский лауреат «Игра на понижение» и «Власть».

ivi.ru [CPS]

В далеком и провинциальном Мичигане аспирантка Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоуренс) делает потрясающее научное открытие: к Земле приближается комета, которая через полгода уничтожит все живое. Вместе со своим научным руководителем Рэндаллом Минди (Леонардо ДиКаприо) она едет в Белый дом, чтобы рассказать ужасную новость президенту Джейн Орлеан (Мэрил Стрип).

Фильм охватывает период с момента открытия кометы до столкновения с ней. Все это время на экране — настоящий театр абсурда, в котором Рэндал и Кейт пытаются объяснить миру, что мы все умрем, причем очень скоро. Но мир в лице политиков, СМИ и корпораций не реагирует. Не реагируют и простые люди.

Апокалиптика, политическая сатира или драма?

Осторожно, возможны спойлеры!

Режиссер Адам МакКей снял фильм-матрешку: внешне простой, даже грубоватый с художественной точки зрения, но это на первый взгляд. У фильма есть несколько уровней, давайте разберемся, в чем смысл фильма «Не смотрите наверх».

Сюжетно, это, конечно,  фильм-катастрофа, но по форме это жесткая сатира. Казалось бы, главные герои обращаются к первым лицам страны, отвечающим за нацбезопасность, в надежде, что сейчас завертится машина — и проблема начнет решаться всеми возможными способами. Что же они получают? Начинается квест, в результате которого и герои, и зрители получают полное представление о приоритетах сильных мира сего, в которых жизнь и смерть человечества не значится совсем.

Все остросатирические персонажи фильма поданы гротесково, утрированно. Здесь не будет завуалированных намеков, тонкой иронии, здесь царят буффонада и памфлет.

Фильм «Не смотрите наверх» — парад звезд и несомненная пальма первенства здесь у Мэрил Стрип. Создавая карикатурный образ президента Орлеан, звезда Голливуда, получившая три Оскара (и 7 номинаций), великая драматическая актриса, Мэрил Стрип по максимуму демонстрирует комедийный талант. Мадам президент здесь не только карикатура на Трампа. Адам МакКей показывает настоящее лицо современного политика, озабоченного лишь результатами опросов и собственным рейтингом. У этого образа, как и у всех отрицательных персонажей фильма, нет развития, но именно президент с каждой новой сценой демонстрирует все более удручающую картину, апофеозом которой станет ее «забывчивость»: спасаясь от неминуемой гибели, президент Орлеан забывает о собственном сыне (в роли которого великолепный Джона Хилл).

Редакторов СМИ тоже заботят только рейтинги. Если новость о грядущем апокалипсисе «не зашла», они забудут о ней в погоне за новыми сенсациями, которые будут лучше комментироваться. Предупреждать людей о неминуемой гибели, теряя рейтинги, они не собираются.

Ток-шоу больше заботятся о сенсациях, личной жизни пресных поп-звезд, чем о новостях, которые действительно важны для людей. И здесь мы лицезреем невероятную Кейт Бланшетт в роли ведущей ток-шоу Бри. Легкомысленность, тщеславие, поверхностность — только это и ничего другого кроется за ослепительной улыбкой в 32 зуба. Здесь интересно появление певицы Арианы Гранде фактически в роли самой себя, видимо, с самоиронией у нее все в порядке.

Но самый страшный тип в фильме — это собирательный образ Стива Джобса, Илона Маска и Марка Цукерберга, руководитель компании «Bash», в которой налету считывается «Apple». Бизнесмен, готовый поставить на карту существование человечества ради суперприбыли — это, кажется, уже общее место. Но вот то, что за ним, как крысы за крысоловом, готовы пойти политики, которые вроде бы избирались, чтобы заботится о своем электорате, — это по-настоящему страшно.

И все же главный месседж фильма «Не смотрите наверх» не в обличении крупных корпораций, политиков и СМИ. В конечном итоге они существуют для конечного потребителя, коими являемся мы с вами. И получается, что мы получили тот бизнес, тех политиков и даже то телевидение, которого заслужили. Это мы формируем рейтинги, выстраиваемся в очередь за очередным яблофоном и хотим видеть все подробности интимной жизни очередной мимолетной звезды, а задумываться о завтрашнем дне — не хотим.

Два главных героя — Кейт и Рэндалл — это зеркала для простых людей.

Кейт, прямолинейная и упрямая, подвергнется нападкам хейтеров, но не будет сломлена. А вот Рэндалл пройдет более сложный путь искушений. Леонардо ДиКаприо вновь удивляет гранями своего таланта. Его профессор поначалу застенчивый ученый муж, сидящий на ксанаксе. Но по мере обретения популярности он наступит на все возможные грабли: уйдет из семьи, заведет любовницу, станет советником сильных мира сего и телезвездой… Но в какой-то момент он очнется и резко порвет все отношения с этим пустым гламурным пространством, потому что единственное, что в конечном счете ценно в этом мире — это семья, родные и близкие по духу люди, с которыми и конец света не страшен.

Финал снова нас удивляет. Он мог бы стать таким же остросатирическим, как и весь фильм. Но нет, режиссер вводит нового персонажа, у которого буквально несколько сцен, чтобы оставить нам еще одно послание.

Юл (Тимоти Шаламе) знакомится с Кейт и попадает на прощальную вечеринку в профессорский дом. Минди и Дивиаски решают встретить конец света за семейным столом а ля День благодарения (с непременной индейкой, конечно). Герои подошли к концу своего пути, им не к кому больше обратиться, только к Богу, вот только дело за малым — как это сделать, никто не знает. И Юл читает молитву за всех — бесхитростную, но проникновенную. Эта сцена раскрывает еще одно, скрытое значение названия фильма. Человечество утратило Бога, не осознает этого и пытается к нему вернуться.

— Если подумать, то у нас было абсолютно все, правда ведь? Если подумать…

профессор Минди (герой Леонардо ДиКаприо)

В «Не смотрите наверх», помимо лиричного, трогательного и немного философского финала, есть еще два стингера (сцена после титров). Первый — середине титров, второй — в конце, так что смотрите до конца! В них Адам МакКей добивает и без того уже поверженные его гротесковым шедевром элиты и блогеров.

Фильмы, похожие на «Не смотрите наверх»

Список фильмов и сериалов о политике, влиянии новых технологий на социализацию и поведение человека, о средствах массовой информации и обществе потребления. «Не смотрите наверх» — явление в кинематографе уникальное, в точности такого же фильма не найдешь.

  • «Догма»
  • «Меланхолия»
  • «Черное зеркало»
  • «Идиократия»
  • «Правительство» (сериал, Дания)
  • «Субботним вечером в прямом эфире»
  • «Миллиарды»
  • «Бойцовский клуб»
  • «Волк с Уолл-стрит»
  • «Кровавый алмаз»
  • «Самый громкий голос»
  • «Сальвадор»
  • «Карточный домик»
  • «Лексс» (сериал, 4-й сезон)
  • «9 дней»
  • «Игра на понижение»
Голосовать! post
ivi.ru [CPS]

Куда пойти и чем заняться:

Уникальные экскурсии