Он персонаж романа, из тех, что любят читать леди вроде вас — о диких мужчинах
Эйда о Томми Шелби
Девять лет спустя гангстерский сериал «Острые козырьки» выдал на гора финальный сезон. Один из флагманских сериалов BBC завершен и можно подводить итоги, правда, держа в уме очень важный факт — история не завершена и получит финальный полнометражный фильм. Тем не менее можно подводить итоги, ведь полный метр — это совсем другое дело, а мы будем размышлять о культовом британском гангстерском шоу.
С первого сезона «Острые козырьки» были абсолютно уникальным шоу: с одной стороны, они умело использовали все мыслимые клише, отработанные в уже классических фильмах, с другой — сделали гангстерскую сагу эталоном стиля, начиная с костюмов и заканчивая саундтреком. Бешеный драйв «Острых козырьков», кажется, заткнул за пояс шедевры Тарантино, а драматизация поднялась до уровня Копполы и Скорсезе.
История гангстерского клана Шелби начинается в Бирмингеме после Первой мировой войны. То самое потерянное поколение, о котором столько написано Ремарком (и не только), возвращается в мирную жизни и начинает отвоевывать место под солнцем. Братья Артур (Пол Андерсон) и Томас (Киллиан Мерфи) Шелби очень разные: вспыльчивый (и в такие моменты почти неуправляемый) Артур и расчетливый и сдержанный Томми становятся двигателем и мозгом семьи. Есть у Шелби и серый кардинал — тетушка Полли (Хелен МакКрори), у которой всегда найдется мудрый совет и подходящее пророчество, ведь Шелби по происхождению цыгане, и эта колоритная деталь работает не только на антураж, но и на глубокую проработку образов. Во всех Шелби чувствуется какая-то пугающая первобытная сила и дьявольская интуиция, которая помогает им быть на шаг впереди своих врагов.
Название сериала — это название банды «Острые козырьки»: в козырьки кепок ее членов были вшиты лезвия, то есть кепки работали холодным оружием, когда ничего другого под рукой не было. На протяжении шести сезонов (в каждом из которых ровно по шесть серий) мы наблюдаем, как с помощью правильных сделок и правильного насилия Томми расширяет бизнес-империю Шелби по всей стране, а затем — и по всему миру. Проблема в том, что насилие порождает насилие, всегда может найтись тот, кто сильнее тебя и хочет забрать все, «что нажито непосильным трудом».
Постоянное сопротивление врагам внешним и внутренним (а без предателей — никуда) выматывает, а желание стать респектабельным и легализовать семейный бизнес может завести очень далеко. Томми Шелби проделывает впечатляющий путь от суровых (и кровавых) гангстерских разборок — к респектабельности члена Английского парламента, салонам и переговорам. И в том, и в другом он как рыба в воде. Острый ум, беспощадность и хладнокровие нужны не только в стычках с бандитами: на политическую арену выходят монстры пострашнее мелких гопников.
«Острые козырьки»: актеры и роли
Для Киллиана Мерфи роль Томми Шелби стала настоящим прорывом в карьере. И хотя актер уже блистал и у Кристофера Нолана («Начало»), и у Дэнни Бойла («28 дней спустя»), можно смело утверждать, что у актера не было, нет и, возможно, уже не будет роли такого порядка.
Пол Андерсон — настоящая находка сериала, его Артур Шелби — это и рычащий зверь, и кроткий ягненок (рядом с любимой, но потерянной женой), и сломленный опиумом человек.
Незабвенная Хелен Маккрори создала совершенно потрясающую тетушку Полли: острый проницательный ум, цепкая хватка и в то же время любящая ранимая душа. Элизабет Грейс — соль и сила рода Шелби, цемент, скрепляющий семейные узы.
Эйда — достойная преемница тетушки Полли, и Софи Рандл в этой роли — просто огонь. Сцена переговоров в доме Мосли, когда она хладнокровно забивает интеллектом зарвавшихся хозяев «нового миропорядка» — настоящий шедевр (низкий поклон и сценаристам, и режиссеру).
Помимо основного состава, радующего постоянным качеством драматической игры, шоу радует появлением таких звезд, как появляются Сэм Нил (инспектор Кэмбелл, яростный антагонист Томаса в первых сезонах), Том Харди (Альфи Соломонс), Аня Тейлор-Джой (Джина Грей, жена Майкла), Сэм Клафлин (Освальд Мосли), Эдриан Броуди (нью-йоркский гангстер Лука Чангретта, главный антагонист четвертого сезона), Ноа Тейлор (Дэрби Сабини), Пэдди Консидайн (отец Джон Хьюз) и Стивен Грэм (Хэдди Стэг).
«Острые козырьки»: легендарный саундтрек
Главной музыкальной темой пяти сезонов «Острых козырьков» стал сингл Ника Кейва «Red Right Hand». Томми Шелби на черном коне в Смолл-Хите и низкий вокал Ника Кейва моментально слились в единый сильный образ. Это как раз тот случай, когда музыка и картинка были словно созданы друг для друга.
Также в сериале звучали многочисленные каверы Arctic Monkeys, Игги Попа и Джарвиса Кокера.
«Red Right Hand» начинала и заканчивала серии, звучала в ключевых сценах, но в финальном сезоне ее не стало. Это было неожиданно, но новая музыкальная тема стала символом перерождения главного героя (подробнее об этом — в анализе 6 сезона).
Уже в конце пятого сезона прозвучал кавер «Red Right Hand» Патти Смит: темп и содержание «Острых козырьков» претерпели сильное изменение.
Финал (6 серия 6 сезона) потрясает сменой парадигмы. В начале серии звучит Lacrimosa из «Реквиема» Моцарта. И это настраивает зрителя на иной лад. Весь тон повествования, к которому привыкли миллионы фанатов по всему миру, резко меняется. В последние экранные минуты звучит «All the Tired Horses» — песня Боба Дилана, трепетно спетая Лизой О’Нил. Песня уникальна тем, что в ней всего две строки, которые повторяются:
All the tired horses in the sun
How am I supposed to get any riding done?
Томми, как та усталая лошадь, готов выдохнуть — и изменить свою жизнь.
Финал сериала «Острые козырьки». 6 сезон
Остается только гадать, намеренно ли сценаристы «Острых козырьков» допускали совпадения в сюжетных деталях величайшей гангстерской драмой — «Крестным отцом». Тем не менее, они достаточно очевидны, а к шестому сезону стали слишком навязчиво бросаться в глаза.
Два брата: один взвешенный, расчетливый (но способный и на жестокость), другой взрывоопасный холерик, которого швыряет из крайности в крайность. Сонни и Майкл Корлеоне. Артур и Томас Шелби. Единственное отличие: Сонни быстро и очень плохо кончил свой земной путь, а Артур — опора и одновременно крепкий тыл Томми. Будь у Майкла Сонни, возможно, его жизненный путь был бы иным. Осторожно, дальше будут спойлеры.
Шестой сезон «Острых козырьков», по всем признакам, должен был стать третьей частью «Крестного отца», но не стал — и это очень хорошо. Зафиналить сериальную историю Томми Шелби удалось иначе. Но все же многое из копполовского фильма повторилось в судьбе главного героя
Уставший, почти сломленный Томми во многом похож на Майкла Корлеоне. А потеря дочери — это точное совпадение сюжетных линий в контексте расплаты за кровавые решения, за беспощадность и целеустремленность. Оба героя теряют жен. Оба понимают, что нужно выбираться из криминала. И обоим это плохо удается… Обоих точит болезнь.
НО. Томми Шелби удается то, чего по многим причинам не помогло получиться у Майкла. История Майкла — это история медленной, но беспощадной деформации личности. Майкл Корлеоне в начале 1 части и в конце 3 части — это разные люди. Для него пути назад нет, и никакая легализация бизнеса здесь не поможет, не спасет. Майкл потерял свою душу: свою прямоту, честность и способность любить. Томми все это сохранил.
Несмотря на долгий кровавый путь, Томас Шелби помнит свои корни, он подпитывается этой энергетикой. Он сохраняет способность трезво оценивать не только потенциальных врагов, он и самого себя. И мы видим его отчаянные попытки перерождения. Такие метаморфозы возможны, но довольно мучительны и требуют больших жертв. И шестой сезон нам показывает только начало пути. Но то, что процесс пошел, — совершенно очевидно.
Томас Шелби на белом коне (а мы помним, он всегда был на черном скакуне!), глядя, как пылает его цыганская повозка (это у цыган — погребальный костер), словно Феникс, возрождается из пепла. Он готов к новому раунду борьбы за самого себя.
Мы тоже готовы. И ждем полный метр!
Фильмы и сериалы, похожие на «Острые козырьки»
- «Крестный отец»
- «Славные парни»
- «Клан Сопрано»
- «Криминальное чтиво»
- «Темный рыцарь»