Автор: Светлана Дергачева
Бельгийский нуар — можно смело утверждать — имеет свои особенности и отличается от скандинавского. Он не интригует так, что ты, закончив смотреть одну серию, тут же включаешь другую, но завораживает и настраивает на интересный вдумчивый просмотр. И хотя нуар подразумевает детективную интригу, примерно в середине сериала ты понимаешь: не так уж и важно, кто убийца, важно — следить за отношениями между людьми, одновременно гадая, чем же все это закончиться. Эта вдумчивость сценария, неспешность диалогов, запутанность и сложность отношений, смакующаяся в мелких деталях и, казалось бы, проходных фразах, глубина проработки образов, даже самых второстепенных — это фирменный знак бельгийского нуара, который отличает его от всех прочих и за который его так любят зрители. Поэтому за экшеном — к американцам, пожалуйста, а здесь мы будем наслаждаться каждой мизансценой.
«Отель «Бо Сежур»». 1 сезон
«Отель «Бо Сежур»» — фламандский сериал, в котором поиском убийцы будет заниматься… сама убитая. Като (Линн Ван Ройен) приходит в себя в гостиничном номере и ужасом обнаруживает себя же в окровавленной ванне. Голова болит, воспоминания о прошлой ночи отсутствуют, и девушка начинает путь домой, во время которого обнаруживает, что она невидимка. Като приходится заново разобраться в своей — уже прожитой и внезапно оборванной — жизни, чтобы понять, кто и почему ее убил. Оказывается, (сейчас будет спойлер) как в «Ромео и Джульетте», есть в деревушке две семьи, в отношениях которых все очень непросто, и это — главный ключ к пониманию сюжета.
Идея «Бо Сежур» не нова, уже снято множество сериалов о призраках, ищущих ответов на вопросы. Но этот бельгийских сериал поистине вывел суперспособности призраков на новый уровень, в то же время лишив их главной суперсилы — вездесущности. Бедный призрак не умеет проходить сквозь стены и вполне уязвим: его можно как следует треснуть по голове, с ним можно заняться любовью, ему нужно есть, спать и принимать душ. От простых смертных он отличается только тем, что его мало кто видит (то есть круг общения довольно узок) да и убить вторично не получится, но причинить боль и вред — пожалуйста! В общем, сложна и опасна жизнь призрака в бельгийской деревушке.
По части атмосферности «Бо Сежур» не уступает эталонным скандинавским сериалам: он мрачен до депрессивности, но в то же время удивительно человечен и обаятелен, Удивительное сочетание, не правда ли? Главной музыкальной теме и стильным титрам тоже ставим зачет!
Ответ на главный вопрос любого детективного сериала — кто убийца? — пытливый зритель сможет найти сам. По крайней мере, в числе подозреваемых реальный убийца у него точно будет. Но сценаристы хитро заметают следы и рассеивают зрительские подозрения. Тем не менее, «хлебных крошек» предостаточно, чтобы решить задачку.
Стоит отметить, что в сериале, пусть и не на главных ролях, засветились две прекрасные бельгийские актрисы, в полную мощь показавшие свой талант в другом бельгийском нуаре — «Клан «Чёрная вдова»». Инге Паулуссен в роли матери Като, пусть и немного повторяется, но очень хорошо играет не очень умную и совсем беспомощную по жизни дамочку в один из самых сложных периодов жизни. А Барбара Сарафьян в роли Мелани демонстрирует сильную беспринципную даму, которая готова на все, чтобы переиграть судьбу. Ян Хамменекер очень хорош в роли Маркуса. Ему неуловим образом удается вызвать зрительскую неприязнь почти на ровном месте. Йорен Селдеслахтс в роли беспомощного, но верного Чарли обаятелен и ненавязчив.
Не последнюю роль в сериале играет и природа: широкие, ровные (и холодные, отстраненные) поля, бледное солнце, старые обветшавшие дома — все это лишь подчеркивает трагедию Като, которая вынуждена сама расследовать собственную гибель, ведь никому нет до нее дела, а попытки двух федералов вести следствие более чем неубедительны.
Мы снова восхищенно и неотрывно следим за жизнью обыкновенных людей. Они не в силах понять — и, тем более, контролировать то, что происходит с ним и с их близкими, с их жизнями. Слабость в конечном счете определяет судьбу каждого. Их отчаяние и неуклюжие попытки что-то как-то исправить буквально приковывают к экрану, и мы вместе с ними просто ждем, куда все это заведет главную героиню и всю историю.
Ну и напоследок. Можно было бы промолчать о традиционной уже для российского рынка смене названия, благо она была чисто косметической: переводчикам чем-то не угодило оригинальное название сериала «Beau Séjour», в российским киноманам пришлось смириться с другим названием — «Отель «Бо Сежур»». Да, именно номер в отеле «Бо Сежур» стал местом преступления. И все бы ничего, да вот незадача: в 2021 году вышел второй сезон сериала «Beau Séjour», в котором так называется… лодка главного героя, на которой он, разумеется гибнет. Вооот. «Beau Séjour» — это в буквальном переводе «красивый отдых. Ну а у нас второй сезон называется так же, как и первый… — «Отель «Бо Сежур»». И в этой связи напрашивается незатейливая мысль. А может, все-таки не надо переименовывать фильмы, а?
«Отель «Бо Сежур»». 2 сезон
Второй сезон сериала «Бо Сежур» начинается как первый. Морис (Жене Бервутс) приходит в себя на палубе собственной лодки в жуткий шторм и видит, как его бездыханное тело болтается на рее. Вот так сюрприз! Мы снова будем следить за призраком, которому нужно разобраться с делами, а точнее, с отношениями внутри своей семьи, с которыми все очень и очень непросто.
Если первый сезон сериала «Бо Сежур» мы категорически рекомендовали к просмотру, то во втором сезоне творческая группа очень далеко ушла от нуара в сторону излишней мелодраматичности, от которой к середине сериала начинает подташнивать, а к концу рука так и тянется невольно за чем-нибудь тяжелым. Жаль, адресаты недосягаемы. Плюс, и это очень критично — повесточка пышным цветом. Сначала появляется на периферии действия, а потому захватывает центральную линию. И с этим придется либо смириться, либо не смотреть. Она реально подпортила отличную задумку. Да и тема призраков здесь развивается в интересном направлении. Они могут умирать, но воскресают там же, где погибли в первый раз (вспоминается прекрасное шоу «Вечность», в котором герой Йоана Гриффита каждый раз, умирая, выныривал в чем мать родила в одном и том же месте Гудзона). Но розовые сопли по поводу и без повода, причем исключительно у гомо-ориентированных персонажей… ну, такое. И анализировать тут больше нечего. Детективную интригу вы не разгадаете, это не тот случай, а вот понаблюдать за странными отношениями внутри одного семейства можно.
«Отель «Феникс»»: русский ремейк «Отеля «Бо Сежур»»
Ремейк бельгийского сериала называется «Отель «Феникс»». Русская версия получилась более динамичной и захватывающей, правда в ней нет таких ярких актерских удач и в целом она более ровная, но не менее интересная и атмосферная. Создатели почему-то сделали два сезона по 4 серии в каждом — они полностью повторяют содержание бельгийского первого сезона, то есть историю Като, в нашем варианте — Леры (Александра Каштанова). В целом, что тут говорить, смотреть надо! Заметим лишь вскользь, что маму Леры играет великолепная Елена Захарова, в остальном кастинг не самый сильный.
Сериалы и фильмы про призраков (подборка)