«Почему женщины убивают»: ироничное исследование женских судеб
Почему женщины убивают. Кадры из сериала

«Почему женщины убивают»: ироничное исследование женских судеб

«Почему женщины убивают». Первый сезон

— Господь может не понять.
— Может, и нет. Но его жена – обязательно!

Сериал «Почему женщины убивают» / «Why women kill» ворвался в 2019 год и сразу же собрал миллионы поклонников. Наконец-то пустота, образовавшаяся с окончанием «Отчаянных домохозяек» заполнилась, а мы прильнули к экранам, чтобы следить за перипетиями сверхнавороченного сюжета.

Марк Черри, автор уже упомянутых «Домохозяек» и «Коварных горничных», кажется, превзошел сам себя. Сюжет «Почему женщины убивают» — это по  сути три разных сюжетных линии, протекающих в трех временных реалиях: в 1963-м (атмосфера и нравы Америки шестидесятых), в 1984-м (ох, эти восьмидесятые в стиле диско) и в 2019-м. В каждом сюжете главная героиня – женщина в сложных обстоятельствах. Но не только это объединяет всех трех интереснейших дам… Дело в том, что все три истории развиваются и приходят к страшной развязке в одном и том же доме.

Ответ на главный вопрос, который шоу-раннеры вынесли в заголовок шоу — «Почему женщины убивают» — в каждой истории свой: здесь и отчаяние, и месть, и ревность, и необходимая самооборона, и великое прощение и сострадание. Но, однако, есть у всех этих женщин нечто общее: и Бет Энн, и Симон, и Тэйлор загнаны в угол обстоятельствами и действуют сообразно им.

СПИД, открытый брак, гомосексуальность, наркомания, домашнее насилие и банальные измены – «есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось» Вильяму Шекспиру. Зато это актуальная повестка современности. Правда, у каждого времени свои заморочки. И если в 60-х женщины боролись против мужского шовинизма, то в 80-х и 20-х у них забот явно прибавилось. О времена, о нравы! Не знаю, была ли у Марка Черри такая сверхидея, но она явно напрашивается.

Кастинг, как и визуальный ряд, в сериале выше всяких похвал. Даже малоизвестные актеры максимально убедительны и на своем месте, но есть, конечно, и звезды, заслуживающие отдельных похвал. Великолепна Джиннифер Гудвин («Однажды в сказке») в роли Бэт Энн  Стентон. Собственно, сюжетная линия 1963 года – самая виртуозная и продуманная из трех. Детективная составляющая так же, как и психологическая на высоте, интерьеры и актеры – все работает на визуал. Элегантные дамы, втиснутые в рамки домашних дел вынуждены терпеть своих мужей до поры-до времени. Но чаша терпения и у них переполнится, и вот тогда мужей будет ждать неприятный сюрприз.

В линии XXI века блистает Александра Дадарио («Сопрано», «Настоящий детектив»). Ее Джейд – изящная шкатулка с секретом, из которой в любой момент может выскочить чертик. Да нет, чертик – это мягко сказано! В целом же история 2019 года – самая неинтересная. Скорее всего потому, что слишком современная. Букет современных проблем волнует меньше, чем банальное бытовое насилие и еще более банальные измены середины XX века.

Центральная на временной линии история  — самая красивая и мелодраматичная. Великолепные Люси Лью («Убить Билла», «Элементарно») и Джек Девенпорт («Пираты Карибского моря») – украшение сериала, а их история (совсем не патриархальная и в то же время не ультрасовременная) – самая человечная. Здесь в меру всего: и интриг, и предательства, и измен, и житейской мудрости, и любви – той самой, одной-единственной. А еще эта история – промежуточное связующее звено. Между бесправными для женщин 60-ми и вольными для всех 20-ми. Кажется, это то самое идеальное время, в котором и равноправие уже было, и еще не было (напрашивается распущенности, но не будем морализаторствовать) вседозволенности.

Финал сериала – выше всяких похвал. Сцена, где хозяйки дома (все три – в красных платьях) разрубают гордиев узел проблем в разное время, но в одном месте – достойная кульминация шоу, ни на секунду не уронившего планку.

«Почему женщины убивают». Второй сезон

2-й сезон «Почему женщины убивают» стал полной противоположностью первому. Во-первых, исчезла изюминка первого сезона, который рассказывал об обитателях одного дома – и одновременно ненавязчиво демонстрировал эволюцию человечества в вопросах семьи: от махрового патриархата через эмансипацию к полному освобождению (вопрос – «от чего» тут не стоит задавать). Во-вторых, во втором сезоне у нас тандем убийц, и муж здесь (спойлер) первый начал. В-третьих, чудовищная актерская игра (а практически все актрисы здесь переигрывают) лишь усугубляет огрехи сценария. Еще к великому сожалению сериал утратил стильную мультяшную заставку.

Главный вопрос фильма – на что может пойти обычная домохозяйка ради членства в садоводческом клубе. Но вот с ответом на этот вопрос сценаристы явно перегнули палку в своих фантазиях, но чтобы это узнать, нужно будет набраться терпения, ведь действие в этом фильме будет развиваться медленно, неторопливо и нелогично с точки зрения психологии.

Итак, Лос-Анджелес, конец 40-х годов. Сериал пропитан духом ретро, иногда даже начинает казаться, что форма здесь важнее содержания, и вся эта история затевалась ради того, чтобы зритель наслаждался красивыми костюмами, пышными женскими формами желательно с отключенной функцией анализа происходящего на экране.

Альму Филлкот, жену ветеринара, заботит лишь одно – как заполучить место в садоводческом клубе. Казалось бы, не супер-мечта, но для главной героини это становится идеей фикс, ради которой она готова абсолютно на все. Оказывается, от робких мечтаний до преступления – всего полшага, и ГГ стремительно переходит через черту, открывая отсчет преступлений.

Образ Альмы на экране воплощает Эллисон Толман (а мы помним, как хороша она была в Фарго»), и это, мягко говоря, не лучшая ее роль. То ли режиссер ставил неправильные задачи, то ли перевоплощение из кроткой домохозяйки в хладнокровную убийцу оказалось ей не по плечу, но чем дальше по сюжету мы будем продвигаться, тем хуже Эллисон будет играть. В образе простушки-Альмы, которой любая соседка могла в глаза наговорить кучу гадостей, актриса весьма убедительна. А вот дамочка, идущая по трупам, актрисе категорически не удалась: неестественные смешки, неловкая жестикуляция – на все это больно смотреть.

Спасает положение британский комик Ник Фрост в роли мужа Альмы. Это один из персонажей, ради которых можно смотреть второй сезон «Почему женщины убивают». Незадачливый увалень за добродушием скрывающий страшную тайну (и не одну) с первых секунд вызывает 100-процентное доверие и симпатию.

Совершенно обаятельна в кадре в рамках своей небольшой роли Би Кей Кэннон (Ди Филлкот, дочь Альмы). Уровень игры остальных по списку – весьма средний. И это реально напрягает, ведь режиссер взял темп, как будто он реально снимает в 1949 году, а не в 2021-ом. Столь медленно развитие хорошо, когда актерам есть что играть и они это могут делать. Тогда мы бы насладились и крупными планами, и переживаниями сполна. Здесь же уровень скуки выше уровня переживаний, что и губит второй сезон окончательно.

И еще пять копеек о суперпрофи сценаристах, писавших этот сезон. Здесь не обойтись без спойлеров. Я не склонна искать соринки типа «эта песня была написана в 1951, а на экране 1949-й, фи-фи-фи! Но. В 1949 году молодая женщина ничтоже сумняшеся заводит любовника и рассказывает об этом знакомому афроамериканцу примерно  в таком контексте: «Мне нравится обладать его телом». Дальше – больше. Она выйдет замуж за этого симпатичного смуглого МЧ, и ни у нее, ни у ее родителей не возникнет и тени сомнений. Про пожилых великосветских лесбиянок я вообще промолчу. Как и о том, что у героини внезапно меняется не только характер, но и материальное положение: в начале сезона дурнушка Альма не может себе позволить дорогие наряды, а в конце затмевает товарок по клубу.

Главным же разочарованием становится собственно детективная линия, которой просто нет. Если в первом сезоне можно было любоваться умом и находчивостью главных героинь, то имеем что имеем – простушка и дурнушка Альма даже на «вершине славы» остается глупой курицей, не способной просчитать даже один ход вперед.

Что же касается заглавного вопроса, на который должен был также ответить второй сезон, то, видимо, по задумке Марка Черри, все просто – женщины способны убить ради такого вот пустяка тщеславия. Довольно обидное обобщение, не правда ли?

Смотреть или не смотреть второй сезон «Почему женщины убивают» — ответить на этот вопрос я не смогу. Думаю, многие это сделают по инерции. В конце концов, не самый плохой сериал получился. Остается лишь надеяться, что сериал продлят и в третьем сезоне мы увидим совсем другое шоу.

Сериалы, похожие на «Почему женщины убивают»

Подробнее об этом здесь