Автор: Светлана Трофимова
«Ривер» — один из лучших оригинальных детективов Netflix. В нем шедеврально все, начиная от сценария Эби Морган («Час», «Железная леди») и до последнего статиста. А главные роли в сериале исполняют Стеллан Скарсгард и Никола Уокер («Незабытые», «Последнее танго в Галифаксе»). Потрясающий дуэт, в котором все : и жизнь, и слезы, и любовь — не вызывает ни тени сомнения. Одни из лучших ролей в кинокарьере обоих актеров.
Говорить о «Ривере» без спойлеров невозможно, даже синопсис будет содержать непоправимую подсказку, поэтому всех, кто еще не смотрел, просто призываем: оцените драматичность и психологичность истории, неизбитость сценария и сюжетных ходов, высочайший класс актерской игры. Первый сюжетный твист вас ждет уже через 15 минут после начала первой серии. Вангуем, вас это потрясет и вы уже не оторветесь от просмотра этого британского нуара.
Эби Морган использует самое распространенное детективное клише из всех возможных: расследование убийства напарника. Джон Ривер пытается найти убийц Стиви, несмотря на то, что отстранен от дела. Сделать это непросто: оказывается, у напарницы были тайны, о которых он и не подозревал. Впрочем, не подозревал о них никто, и это все усложняет.
Детектив Джон Ривер разговаривает с мертвыми. Такой сюжетный ход мы видим не в первый раз. Риверу такое общение и помогает в расследовании, и вредит. Перед нами проходит целая череда призраков, при этом совершенно не важно, был знаком с ними Ривер, или нет. Он разговаривает с Нилом Кримом, серийным убийцей из позапрошлого века, с девочкой-самоубийцей и с жертвой собственной погони. Это не простая болтовня, это игры разума Джона, которые помогают в следствии, или же просто заменяют психотерапевта. Забавно, что на настоящих сеансах он ведет себя так же, как и с призраками: может прервать в любой момент, если появилась идея, которую надо проверить.

Но главное в сериале — это общение с призраком Стиви. Даже в таком состоянии она не дает ему спуску, присматривает, как и в жизни: может поправить воротничок или сделать вид, что второй телефон — это обычное дело. Она внезапно возникает на заднем сидении автомобиля, в офисе, дома — везде, где у нее возникает необходимость сообщить что-то ценное: сколько баллов в майонезе или про секс-чат. И эти ее замечания ценнее для Джона, чем разговор с живыми.
Но что бы делали Ривер и Стиви без великолепного актерского состава, в котором каждый — на своем месте, каждый творит маленькое чудо. Новый напарник Ривера (Адиль Ахтар) — приземленный интеллигентный и потрясающе терпимый. Чудаковатость Ривера застает его врасплох, но он принимает ее безусловно — и это единственно возможный для Джона вариант. Начальник Ривера — эпически несчастная женщина с подонком мужем. В этой роли — неподражаемая Лесли Мэнвилл, которая постоянно вынуждена исполнять роли второго плана, но в этом сериале она просто звезда. \здесь все настоящие и живые, а жизнь — просто жизнь, без розовых сентиментальных соплей. И домочадцы неидеальны, и родители — просто люди, иногда абсолютные чудовища. Но скупую слезу по этому поводу вытирать не будем, просто идем дальше.

Ну и напоследок, нельзя не обратить внимание на кольцевую композицию шоу (осторожно, спойлеры). Первая серия начинается с поездки в машине, Стиви напевает песню Тины Чарльз «I love to love». Никола Уокер — трогательная, уморительная, очень веселая и очень живая. Стеллан Скарсгард — странно грустный (мы еще не понимаем, почему) и немного растерянный. Эта сцена-крючок для зрителя, с которого он уже не слезет, не досмотрев до конца. И вот в последней серии — последняя сцена, в которой снова звучит та же попсовая песня, и Джон Ривер раскрывается — для чувству, для эмоций, для неловкого, но в то же время такого изящного танца и для последнего признания, на которое он все-таки решится — и получит ответ. И мы получим ответ. И это главное.