Автор: Светлана Дергачева
Мини-сериал «Садоводы» вышел на экраны в 2021, и это еще один британский сериал, рассказывающий историю реального преступления. На наших глазах рождается новый жанр: нечто среднее между телеспектаклем и художественным фильмом, особый язык, с помощью которого рассказывается история преступления. Этот сериал значительно отличается от всего того, что мы видели раньше: здесь нет сухой документалистики в обертке художественного фильма и прослеживается четкая авторская позиция, что особенно интересно.
В первые же секунды нам сообщают финал детективной истории: в 2014 году Сьюзен и Кристофер Эдвардсы были приговорены к 25 годам тюремного заключения по обвинению в убийстве, на своей невиновности они настаивают до сих пор. Неплохая затравка для начала, и теперь зрители все 4 серии будут искать причину, по которой главных героев можно будет оправдать.
В главных ролях Оливия Колман («Отец», «Фаворитка», «Убийство на пляже») и Дэвид Тьюлис («Мальчик в полосатой пижаме»), и эти актерские работы — отдельная причина, чтобы посмотреть сериал. Актеры создают на экране образ идеальной супружеской пары, которая будет вместе «в горе и в радости». Их абсолютная поглощенность друг другом, безусловная преданность и трепетная любовь, почти зависимость, настолько велики, что тюрьма страшит лишь тем, что их разлучат.
Где-то в Лилле Сьюзен в антикварной лавке покупает оригинальный постер фильма в Гари Купером. Постер стоит 170 евро, и в следующем эпизоде мы узнаем, что семья находится в очень тяжелом финансовом положении: Кристофер никак не может найти работу. Он звонит своей мачехе, чтобы попросить денег, и вдруг рассказывает ей о том, что 15 лет назад на заднем дворе дома в Мэнсфилде он закопал трупы родителей Сьюзан. С этого момента начинается история того, как супруги Эдвардсы оказались за решеткой на четверть века и почему они так и не признали вину. И это будет абсолютно художественная версия событий: сценарист (Эд Синклер) и режиссер (Уилл Шарп) ни на секунду не дают зрителю забыть, что все, что он видит на экране, — это фантазии на тему реальных событий. Фантазии с очень ярким посылом, который считывается однозначно и не оставляет зрителю шанса на другую версию.
Эта история будет подана в «Садоводах» по-эстетски красиво: игра света и тени, цвета и монохромного изображения — с одной стороны, с другой — все возможные режиссерские придумки в невероятном компоте. Если бы Уилл Шарп решил рассказать историю этой странной супружеской четы под соусом их любви к вестернам и применил этот прием во всем фильме — это была бы совсем другая история. Но помесь вестерна с судебной драмой мы увидим лишь в четвертой серии, не раньше. До этого момента будет симбиоз мелодрамы (флэшбэки из прошлого) и расследования-допроса с пристрастием. И если флэшбэки сняты в классическом ключе, то расследование подано максимально оценочно. Мы видим полицейских, которые не ведут следствие, а натурально натягивают сову на глобус: у них есть два подозреваемых, ни одной прямой улики, и все, что им остается — это запутать Сьюзан и Кристофера на допросе, чтобы можно было предъявить обвинение.
И если чудовищная история история об отношениях Сьюзан с родителями (история нелюбви и насилия) у зрителей вызывает мгновенное сочувствие, то полицейских она просто раздражает, а линия защиты ее почему-то игнорирует. Особенно отвратительна женщина-детектив (Кейт О`Флинн), кровожадно запугивающая допрашиваемых. В одни из моментов камера резко откатывается на зад, берется общий план и мы видим студию, в которой снимается фильм, а детективы уже мчатся к декорациям дома в Мэнсфилде — они торопятся провести весьма неубедительный следственный эксперимент. Эта поспешность, неразборчивость следствия в методах ощущается во всем, режиссер настойчиво проводит эту линию. И в зале суда будет звучать все то же беспомощное, наспех «нарытое»: что Кристофер — о ужас — ходил в стрелковый клуб!
В отношениях один человек — сад, другой — садовник. Эту мысль мы услышим от Кристофера. Сериал называется «Садоводы» неслучайно. Сьюзен и Кристофер возделывали свой сад, но что-то пошло не так, и они оказались в тюрьме. Именно такой вывод можно сделать, закончив просмотр. Да, это была странная пара, оторванная от реальности, находившаяся в мире грез, но это еще не преступление. А вот что случилось в ту роковую ночь, виновны ли они, настолько плохо ли велось следствие — ответов на эти вопросы сериал не дает. Да и не нужно. Можно бесконечно смотреть на Оливию Колман — растерянную и нежную, испуганную и подавленную. Или на Дэвида Тьюлиса — такого преданного и ранимого, готово пожертвовать — и жертвующего — абсолютно всем, вплоть до забвения собственных маленьких радостей. И этот потрясающий дуэт надолго останется в памяти.