Автор проекта «Книга моей жизни» Клариса Пульсон провела творческую встречу с писателем Сергеем Лукьяненко. Писатель, прежде всего, известен романами «Ночной дозор» и «Дневной дозор», экранизированными Тимуром Бекмамбетовым. Дадим слово писателю.
Сергей Лукьяненко о сходстве с Юлианом Семеновым
– На Кубе на книжной ярмарке было много людей которые его (Юлиана Семенова – ред.) знали, и вот они, натыкаясь на меня, вздрагивали каждый раз. Потом я спускаюсь в лифте и заходит Вознесенский, смотрит на меня и говорит : «Если бы меня не предупредили, что здесь ходит клон моего друга Юлиана Семенова, то я бы, наверное, сейчас инфаркт получил».
Об «Осеннем визите»
– Была у меня такая книжка старенькая, называлась «Осенний визит», она такая мрачная, тяжелая, я ее написал в 90-е годы… Я в такую депрессию погрузился… Тем более, у меня там было такое сильное альтер эго, писатель Заров. Я понимал, что все равно будут меня с ним ассоциировать, и какие-то вещи даже специально делал, параллели проводил. И вот, когда я дописывал роман, там Заров лежит, видимо умирает, а может, и не умирает – я для себя не решил до конца, я даже до конца не знаю, правильно ли он поступил, чем это все кончилось – хорошо или плохо. И вот, когда я закончил, меня начало колотить, поднялась температура, я, нервно хихикая, забрался в кровать, натянул одеяло и лежал, потому что меня эта книга просто вымотала… У меня было действительно такое ощущение, что это я там лежу, раненный парой пуль, и медленно помираю. Это не всегда бывает, конечно, потому что это в какой-то мере работа на износ…
– Помереть со всеми героями!.. – воскликнула Клариса Пульсон.
– Ну, это тяжело было бы, я слишком много героев прикончил.
Писатель посетовал на то, что эту книгу никто не хочет экранизировать, и вдруг придумал способ, как сделать так, чтобы фильм по ней все-таки состоялся: переиздать ее под названием «Осенний дозор».
Совет молодым авторам от Сергея Лукьяненко
– Стругацкие в свое время давали совет, и я его с тех пор все время повторяю молодым авторам: пишите либо про то, что вы хорошо знаете, либо про то, что не знает никто». Когда молодой автор пишет про цивилизацию Созвездия гончих псов, то все его огрехи и незнание жизни просто теряются в этих деталях.
О «Бесконечной истории»
– «Бесконечная история» Михаэля Эндэ — книжка точно про меня. Там был толстый неуклюжий мальчик, которого обижают хулиганы, который очень любил читать и, читая книжки, переносился в страну Фантазию.
О Незнайке
– Николай Носов описывает мир после ядерной войны: это не человечки маленькие, это растения стали такие огромные… А Незнайка в результате мутации таким вечным ребенком и остался…
Все, что я знаю о жизни, я знаю из «Незнайки на Луне». Когда появился МММ, я сразу понял, что ни в коем случае нельзя участвовать в этой афере, потому что Акционерное общество гигантских растений. А как известно, все акции выпускаются для того, чтобы бедняки вложили туда все свои деньги, потеряли их, а богатые стали еще богаче.
Об отличии русской фантастики от американской
– Русская фантастика почему-то всегда оперирует личностью. Литература у нас всегда сосредоточена на индивидууме, на личности отдельной. У нас всегда спор личности с миром, спор личности с судьбой, а окружающий мир – это, скорее, декорации… В центре всегда будет стоять человек, персонаж. А вот для западной фантастики, для американской в первую очередь, для них как раз характерно создание глубокого проработанного мира… Когда я это заметил, то решил для себя, что надо пытаться все-таки совместить. Мне тоже как автору русскому интереснее рассказывать про душевные терзания героя. Но с другой стороны мне интересно сконструировать вокруг этого героя убедительный мир, некий баланс выдержать.
О писательских секретах
– Самый простой способ заманить читателя – это убедить его, что история рассказана о нем. Такая маленькая деталь в «Ночном дозоре», по поводу которой практически каждый человек вздрагивает: там написано, что если человек при взгляде на часы часто натыкается взглядом на одинаковые цифры (11.11, 22.22), то это значит, что он потенциальный Иной, у него есть экстрасенсорные способности. И каждый практически человек в этот момент думает: я ведь действительно часто это замечаю. На самом деле мы замечаем это нечасто, просто эти случаи мы фиксируем. Такая маленькая вещь, которая кажется читателю сказанной про него, и он начинает в это верить. Все, в тот момент, когда читатель начинает верить писателю, читатель попал на крючок. Он уже мой, дальше можно рассказывать любую историю, он уже поверит.
Записала Светлана Дергачева. Фото автора
07.10.2018