Автор: Светлана Емельянова
Сериал «Смычок» удивляет свежестью лиц, подачи, безумным коктейлем из наивности и жесткости и умением рассказывать старые истории на новый лад. Главный сюжетный ход взят из культового «Во все тяжкие» (и авторы этого не скрывают: варщик мета носит футболку с Уолтером Уайтом), но переосмыслен, переработан — и вот уже мы, не отрываясь следим за метаморфозой ботаника-музыканта в наркобарона, а пока…
Сеня (Марк Эйдельштейн, «Праведник») из Пятигорска едет поступать в питерскую консерваторию, но поездка не задалась с самого начала: из-за случайной попутчицы он вынужден стать закладчиком, чтобы отработать долг. Сеня (теперь у него есть кличка Смычок) поступает в консерваторию и начинает зарабатывать на продаже наркотиков. Теряя остатки детской наивности вместе с розовыми очками, юноша быстро понимает, что музыка музыкой, а вот средства к существованию лучше зарабатывать на другом фронте.
Занятия в консерватории, халтурки — выступления для богатых, домашние концерты для элиты — с одной стороны. Разработка новой методики закладок, онлайн-магазин, разборки с гопниками — с другой. Сеня пластичен в новой реальности, но ожиданий наших не оправдывает: в начале сериала кажется, что он окончательно выберет криминальную дорожку, но, кажется, есть надежда, что эта история будет сложнее и интереснее, чем казалась с самого начала.
По жанру «Смычок», конечно, — криминальная драма, но здесь много и смешного, и трогательного.

Сосед Сени по квартире — Макс (Рузиль Минекаев) — читает рэп. И однажды обращается к нему за помощью. И Сеня делает такой разбор для профанов — почему цепляет хит. И дает Максу совет, как придумать свою формулу хита. К середине сериала четко выстраивается параллель между музыкальным и криминальным миром. Мир наркотиков, как и любой криминал, чрезвычайно жесток, но и мир музыки (неважно, классической, или рэпа) тоже вовсе не сентиментален: стоит только выпасть из обоймы — от тебя отвернуться и быстро заменят. И вот тут-то и начинает играть сериальный слоган «Ни грамма фальши». Он удивительным образом резонирует и с музыкальным миром, и с криминальным сбытом наркотиков.
Есть одна второстепенная тема, красной нитью проходящая сквозь весь первый сезон: какая судьба ждет детей, которые фанатично учатся 7 лет в музыкалке, потом 4 года в училище, потом 5-6 лет в консерватории, и на выходе хорошо если становятся солистами (единицы), все остальные — просто учителями музыкальной школы или 4-й скрипкой в оркестре. Хорошо, если такой вариант существования устроит, а если ребенка готовили к серьезной карьере — сломанная судьба?
Жизнь в консерватории складывается для новоиспеченного первокурсника Сени слишком удачно: он очень успешен, и вот наступает момент, когда первокурсник объясняет уже многоопытному студенту, как играть «Каприс» Паганини (от которого вас к этому моменту определенно уже должно тошнить.
— Не надо так нервно
— А как надо?
Как с женщиной: если она получает удовольствие, ты тоже получаешь удовольствие. И это эмоция. То есть твое удовольствие — это ваша обоюдная эмоция
— Не понимаю
— Просто не торопись
В сериале все работает на антитезе: рэп — классика, красивая жизнь (максимально красива) — криминальная жизнь (максимально ужасна). По мере действия процент рэпа и наркоты вырастает, а классическая музыка почти вытесняется. Переломным моментом для действия становится привлечение скрипачки Даши (Катерина Беккер) к торговле наркотиками.

Она, оказывается, сильна в технике продаж и маркетинге, но эта история сильно подпортит карму ГГ и выведет его на новый уровень: все восемь серий он стремился к образу Уолтера Уайта, и вот в последнем эпизоде он им стал. Трансформация завершилась окончательно — перед нами холодный, расчетливый преступный элемент (при этом виртуозно играющий домашнее задание своему преподу). То ли еще будет…
Фильмы и сериалы, похожие на «Смычок»
- «Капельник»
- «Оффлайн»
- «Водоворот»
- «Химера»
- «Игла»
- «На игле»
- «НольНольНоль»
- «Озарк»
- «Во все тяжкие»
- «Прослушка»
- «Нарко»