Автор: Светлана Дергачева
С 16 февраля в России стартует показ второго фильма режиссера Романа Михайлова «Снег, сестра и росомаха». Роман Михайлов — физик с мировым именем, писатель, получивший премию Андрея Белого, театральный режиссер, в конце прошлого года дебютировавший с первым фильмом «Сказка для старых».
Главные герои фильма «Снег, сестра и росомаха» — полицейский Николай и проповедница Елена. Оба отчаянно и остро ощущают свое одиночество. И вдруг случайный звонок соединяет эти две судьбы. Оказывается, иногда достаточно голоса, чтобы влюбиться. Но еще нужна мудрость или ведьминская хватка, чтобы поддерживать эту странную связь…
Действие происходит в заснеженном небольшом неназванном городке, кажется, где-то на краю Вселенной. В фильме две сюжетные линии. Первая — земной путь дочери репрессированного проповедника-сектанта и колдуньи. Да-да, в этом месте жители верят, что город населяют ведьмы, которые по ночам превращаются в птиц и летают, но вернуться домой не могут, им помогают в этом пожарные и полиция. Такой вот сказочный симбиоз, Роман Михайлов снова рассказывает сказку, на этот раз о вере и терпении.

Елена (Екатерина Старателева) несет свет веры страждущим и разговаривает с мертвой сестрой. Одинаково убедительна и в проповеди в большом зале, и в беседе с призраком. Ей тяжело и одиноко, несмотря на присутствие партнера и «импресарио» (Кирилл Полухин, «Дурак», «Майор»), точнее, благодаря ему.

В разговоре с ним в гостиничном номере Елена корчится на подоконнике, запертая между откосами словно в клетке, из которой никак не может вырваться.
Вторая сюжетная линия мозаично выхватывает эпизоды из жизни сотрудника отдела по контролю за оборотом наркотиков.

Коля (Федор Лавров, «Зверобой», «Детективный синдром») вместе с напарницей (Юлия Марченко, «Немцы») ездит на операции. Одиночество и отчаяние героя пульсируют в каждом кадре. Он пытается заглушить эту боль с предсказуемым результатом, и цепляется за единственную возможность вырваться из этого замкнутого круга.
Каждый рейд по притонам решен комически, Роман Михайлов абсолютно чернушные локации и события подает круто сдобренными юмором. Так, одну из эпизодических ролей играет стендапер и актер Александр Пташенчук, ставший знаменитым после шоу «Однажды в России». Он играет начинающего стендапера, в тандеме с Юлией Марченко получается удивительной силы эпизод, в котором ее героиня раскрывается полностью. Устало и снисходительно разговаривает она с дилером, который оказывается начинающим стендапером, которому не удастся рассмешить ментов.

Только главные герои в фильме названы по имени, все остальные — лишь функции, выполняющие определенные задачи — иллюстрировать среду, в которой страдают и выживают наши герои, оттенять своим присутствием их одиночество.
Разговоры по душам Лены и Коли незамысловаты, но именно в них они находят отдушину. Режиссер разговаривает со зрителем простыми образами. И главным станет образ дороги, повторяющийся неоднократно. Сквозь снег и одиночество они идут по жизни, их пути предсказуемо пересекутся на мгновенье, чтобы снова разойтись.
И заключительный мощный образ — Коля лежит в снегу в позе эмбриона, похожий на знак вопроса — так завершается его удивительный монолог. Придет ли росомаха, кому мы нужны? Дорога в поисках смысла жизни — сквозь снег, сквозь одиночество.