«Сны»: мистика, профайлеры, феминизм
Сериал Сны

«Сны»: мистика, профайлеры, феминизм

Автор: Светлана Трофимова

Новый российский сериал «Сны» с мистической начинкой порадовал любителей жанра. Правда, шоу стало еще одним доказательством того, что этот жанр пока еще не очень удается и сценаристам, и режиссерам.

У Жени Журавлевой (Лиза Моряк) погиб жених, да и сама она едва выжила, обретя по выздоровлении не совсем здоровые способности. Она способна видеть мертвых и узнавать их истории при одном условии: ей нужно заснуть там, где мертвец стал мертвецом. И сейчас, спустя много лет, в ее жизни появляется бывший одноклассник, а ныне капитан Макаров (Павел Прилучный, «Мажор», «Предпоследняя инстанция»), который начинает использовать ее способности для расследований. Не всем нравится этот процесс, зато результат, конечно, впечатляет. Откуда у нее такая способность и зачем — на эти вопросы будем искать ответы вместе с главной героиней.

Сериал «Сны» начинается как типичный процедурал, правда, с мистической начинкой: каждая серия — одно расследование, в ходе которого используются экстрасенсорные способности главной героини. На протяжении нескольких серий создатели шоу не торопятся нам рассказать хоть какую-то предысторию главных героев, и вот, наконец, в пятой серии завеса чуть-чуть приоткрыта. Почему так затянули с намеками — непонятно, но есть ощущение, что многие зрители просто не успеют распробовать это шоу до конца, забросив его если не в начале, то на середине уж точно.

Единственное, что спасает, — хронометраж. Он невелик — 8 получасовых серий (весьма популярный в последнее время формат), — а потому шанс не бросить на середине велик и весьма. Еще один недостаток шоу «Сны» — главная героиня. Игра в утонченного дизайнера не задалась с самого начала, осталась только банальная «девушка в беде» — обнять и плакать, чем и занимается успешно ГГ. Но опять же во второй половине сериала (осторожно, сейчас время спойлеров!) возникает удивительно отталкивающая поначалу, но впоследствии весьма интересная Марта — двойник, живущий в Жене (здравствуй, шизофрения!). Наконец-то в героине зажигается огонек и она становится живой и весьма небанальной. Сценаристы даже пытаются шутить и у них это получается! Сцена с нарезкой колбасы / инструктаж по использованию кухонного ножа — весьма улыбает.

Марта в сериале (даром, что тетенька образца XIX века) отвечает за феминистическую линию. Она будет звучать все настойчивее, ведя нас к апофеозу — финалу первого сезона. И финал — это почти совершенство! Зловещая сумасшедшая улыбочка Лизы Моряк — 10 из 10! И стишок Зинаиды Гиппиус, который хором читают Женя и Марта — пробирает от ужаса, «эту песню не задушишь, не убьешь»:

Я претепло одета:
Под капором коса.
Гулять – теперь не лето –
Иду на полчаса…

Феерическая концовка стихотворения про различия в правах и свободах у гимназиста Вани и бедной девочки, от лица которой идет рассказ очень прозрачно намекает: то ли еще будет, и во втором сезоне сериала «Сны» наши дамочки должны выступить единым фронтом против мужского диктата:

Ах, как досадно, право,
Что я не гимназист!

20-е место в рейтинге лучших российских сериалов 2022 года за интригу в первых сериях, за Гиппиус, за Прилучного, который везде одинаково хорош (и главное, что не везде одинаков) и за совсем поехавшую героиню, то ли еще будет. Ждем 2 сезон.

Сериалы, похожие на «Сны»

  • «Аксентьев»
  • «Агентство О.К.О.»
  • «Мертвое озеро»
  • «Девять неизвестных»
  • «Хиромант»
  • «Архив 81»
  • «Голоса»
  • «Фантом»
  • «Пассажиры»
  • «За гранью»

Куда пойти и чем заняться:

Уникальные экскурсии