Автор: Светлана Дергачева
Одним из несомненно интересных событий 2021 года стала премьера сериала «Тревожные люди», экранизации одного из последних романов шведского писателя Фредерика Бакмана. Многие, хоть и не читали его книг, вероятно, восхищались недавним претендентом на Оскар — фильмом «Вторая жизнь Уве», это экранизация его первого романа.
Все, за что мы полюбили фильм «Вторая жизнь Уве», сохраняется в новом сериале: исследование человеческих страхов / глюков / заблуждений, которые в хронической запущенной форме способны существенно отравить жизнь. Бакман виртуозно иллюстрирует все это нагромождение страхов с изрядной долей иронии, но потом обязательно дает свои героям шанс понять, что это все морок — и волшебным образом наладить собственную жизнь. Воистину неиссякаемая тема для творческих экспериментов!
Новый сериал «Тревожные люди» развивается в русле основного жанра творчества Бакмана — психологической драмы, но главным отличием станет то, что основная сюжетная канва — это детективное расследование ограбления банка. Синтез детектива и психологической драмы всегда выигрышен и в литературе, и в кинематографе, ведь именно в стрессовой ситуации проявляются и лучшие, и худшие качества личности. Так что для зрителя это двойная ловушка — мы ищем преступника вместе с полицейскими и разгадываем психологические профили действующих лиц, что может быть увлекательнее! Шесть получасовых серий мастерски складывают кусочки психологической головоломки.
Накануне Нового года в небольшом городке недалеко от Стокгольма (настолько недалеко, что туда приезжает стокгольмская полиция при первой же надобности) происходит ограбление банка. Ограбление странное, точнее сказать — бессмысленное. В банке нет наличных, то есть грабить буквально нечего. Грабитель ретируется, но его тут же начинают преследовать два местных полисмена, случайно находившихся неподалеку. Поскольку грабитель не счел нужны спланировать пути отхода, он вбегает в первый открытый подъезд, где попадает на риелторский показ квартиры — и берет всех, кто там находится, в заложники. Заложников освобождает, а незадачливый грабитель вдруг демонстрирует прыть — и исчезает. Столичная полиция тут же теряет интерес к делу, и расследование ведется только на энтузиазме младшего полицейского, который в довершение ко всему является сыном начальника местной полиции.
Он во что бы то ни стало хочет раскрыть это дело, но его отец нисколько не горит энтузиазмом, а свидетельские показания настолько нелепы и неточны, что расследование начинает буксовать с самого начала.
Сериал начинается с эпизода на мосту: школьник пытается отговорить взрослого дядю прыгать вниз, но тот просит его отнести письмо и прыгает… Как эта история связана со странным ограблением, мы узнаем нескоро. Действие разворачивается очень неспешно, со шведской основательностью и неторопливостью. Просто плывите по течению, вслушивайтесь в диалоги, всматривайтесь в лица. Главное здесь — личные переживание, детектив — лишь способ вывести их на первый план и объединить это общей сюжетной аркой.
Странный грабитель (точнее, ситуация, им созданная), совсем не озабочен какими-то требованиями, это провоцирует заложников на самокопания, выяснения отношений и более близкое знакомство, чем предполагает эта критическая ситуация. Вот тут-то начинается самое интересное!
Абсурдные диалоги:
— Зачем вы надели этот костюм?
— А вы зачем надели форму?
— Я полицейский.
— А я кролик.
Внезапные откровения, травмирующие воспоминания и тысячепроцентная эмпатия — такой уровень наивности и чистоты можно встретить разве что в детских сказках. Фредерик Бакман пишет универсальные сказки для взрослых, на все случаи жизни, даже на случай ограбления.
Расследование ограбления, нарушившее сонное течение провинциальной жизни, вскрывает проблемы и в полицейской династии. У отца и сына, оказывается, есть разногласия… И сын проявит чудеса настойчивости и проницательности, а отец — бесконечной способности великодушно прощать и терпеливо наставлять. Право, же где взять столько спокойствия и мудрости?!Капля камень точит, и все эти тревожные люди вдруг находят способ успокоиться и начать жить. Не пора ли задуматься и зрителю?