Автор: Светлана Емельянова
Популярность сериала «Водоворот» в 2020 году объясняется очень просто: еще не сняли «Хрустального» и «Капельника», а потому сериал восприняли на ура — уж больно хороша была картинка, да и замах на тему ритуальных убийств тоже был очевиден. Ставка на визуал хороша при производстве видеоклипов, в сериале есть кое-что поважнее: сюжет. И вот с этим важным ингредиентом у «Водоворота» все не в порядке.
Начнем с начала — с главных героев. Которых здесь по факту нет. Есть группа полуживых следователей, образы которых строятся исключительно на непереработанных клише.
У главы опергруппы Александра Краснова (Владимир Вдовиченков, «Бригада», «Левиафан») куча проблем в отношениях с дочерью, жена умирает от рака и в бэкграунде погибший во время операции напарник = куча разной степени тяжести глюков и примочек по работе. У Кирилла (Владислав Абашин) чеченский синдром и — тоже! — погибший, но уже на войне, напарник, а еще жена и двое детей, доставшихся от него в наследство. Марина (Юлия Мельникова, «Обычная женщина») тяжко переживает крушение брака по криминальным причинам. Марк (Аристарх Венес, «Детективный синдром») вообще бывший наркоман со всеми вытекающими и втекающими. Бэкграунда главных героев хватило бы на еще пару-тройку сериалов, но зачем-то уместилось в один, поэтому так и осталось непереваренным ни сценаристами, ни зрителями. Зачем было жениться на вдове погибшего друга? Почему Кирилл так помешан на оккультизме? Как получилось, что муж Марины оказался злом во плоти? На эти и многие другие вопросы не будет ответа. Эти обстоятельства (как и многие другие) в сериале, как погода, — просто есть, и тут уж ничего не попишешь.
И вот эти вот четыре образующих опергруппу следователи, постоянно продуцирующих ужас от собственного прошлого и совершенных ошибок, делают вид, что очень стараются раскрыть жуткое дело о серийном убийце подростков и снятом снафф-видео. С самого начала разгоняется подозрение, что это ритуальное убийство, но нам тут же — бац — предъявляют Игоря Миркубанова в огромном капюшоне, который должен своей демоничностью вкупе с неуловимостью нагонять страху. Но это не работает. Зато следователям всячески мешают, а они мужественно сопротивляются.
Не работают и многочисленные сцены с подростками, которые шляются где ни попадя, нюхают что под руку попадет и вообще самозабвенно занимаются саморазрушением. Муха (Алена Михайлова) сбегает из дома из-за отчима — это, кстати, одна из сильнейших сцен в фильме, Олег Васильков создает настолько омерзительный образ, что остается только поморщиться и отвернуться. Есть и еще один интересный для зрителя образ — Макс, обаятельно сыгранный Глебом Калюжным («Вампиры средней полосы»). Вообще эта спонтанная парочка могла бы спасти сериал, но опять же сценаристы не озаботились большей проработкой этих персонажей, поэтому остается слепо принять как факт, что Мухе ну очень нужно найти Макса, с которым он знакома от силы пару часов.
В сериале даже мелькнет совершенно ненужная мать главного злодея в неубедительном исполнении Ирины Алферовой. Звезде советского кинопрома просто нечего здесь играть, увы, а для сюжета этот визит не сыграет никакой роли, зато изрядно посмешит зрителей глупыми вопросами и банальными ответами.
Но вернемся от тотального непонимания к причине популярности сериала. Картинка и саундтрек, конечно, будут на первом месте, они почти безупречны. И все же на втором будет хороший нравственный посыл, который бьется вполне ощутимым нервом, даже погребенный под грудой ненужных клише. Это сериал о тотальном одиночестве человека в современном мире. Вот он, корень зла. Дети идут на улицу потому, что их там могут услышать, а дома нет. Семьи рушатся от разобщенности и непонимания. И именно история Мухи и Макса и работает антитезой всему этому ужасу: когда тебе не все равно на человека, которого ты едва знаешь, — это слабенький сигнал к тому, что еще не все потеряно…
Фильмы и сериалы, похожие на «Водоворот»
- «Семь»
- «Девятые врата»
- «Солнцестояние»
- «Сшиватель»
- «Третий день»
- «Сердце ангела»
- «Алиенист»
- «Химера»