Автор: Светлана Дергачева
Роман Александра Терехова «Каменный мост» вышел в 2009 году и сразу же был признан большим явлением в современной русской литературе: номинант Нацбеста и «Русского букера», лауреат «Большой книги». Масса поклонников и противников (что тоже признак большой литературы). И только в 2020 году российский кинематограф созрел для экранизации. По мотивам романа «Каменный мост» был снят сериал с глупым маркетинговым названием «Волк» (наверное, чтобы никто не догадался, что есть литературная основа). Получился очень качественный массовый продукт (кстати, лауреат премии «Ника»), который, опираясь на книжную фабулу, довольно далеко ушел от авторской задумки. Тем не менее, в титрах значится «по мотивам романа Александр Терехова», а значит, мы имеем все основания сравнивать книгу и сериал.
Действие романа и сериала опирается на общую сюжетную арку — расследование «дела волчат» (так их назвал Сталин, когда ему доложили о трагедии) — убийства на Большом Каменном мосту в Москве. В 1943 году Володя Шахурин, сын наркома авиапромышленности, застрелил свою одноклассницу, дочку посла в Мексике Нину Уманскую, а потом застрелился сам. Версия следствия: Володя просил Нину не улетать в Мексику с родителями (вылет должен был состояться на следующий день), девочка отказала, юноша не простил, итог — два трупа. Казалось бы, эта история быльем поросла, но больше полувека спустя в современной Москве это дело начинают расследовать заново и неофициально.
В этой статье рассмотрим основные отличия романа «Каменный мост» и сериала «Волк». Осторожно, будет много спойлеров!
Роман Александра Терехова «Каменный мост»: рефлексия и документалистика
Расследованием «дела волчат» в романе занимается тайная организация не вполне понятного происхождения с бесконечными ресурсами. Главный герой — загадка, мы о нем не знаем почти ничего. Он коллекционирует редких советских солдатиков (завсегдатай блошиных рынков) и ведет беспорядочную половую жизнь. Секса в романе много, очень много, при этом эротики ни грамма. Герой совокупляется, испытывает отвращение, все повторяется по кругу и это очень утомляет. В сериале эта сторона жизни ГГ совершенно справедливо осталась за скобками.
«Дело волчат», точнее, расследование всех обстоятельств вокруг него, вплоть до тайной организации, придуманной одноклассниками Володи и Нины — «Четвертый рейх» (да-да, дети сталинской аристократии восхищались немцами и готовились прийти к власти), рассказывается в мельчайших подробностях. Александр Терехов 10 лет занимался расследованием, и восстановил его на страницах романа по крупицам. Мы буквально проваливаемся в прошлое с помощью архивных документов, рассказов дряхлеющих, но все еще живых свидетелей того времени. Эта часть романа — самая сильная и притягательная, автор до последнего держит у нас перед носом морковку, и мы продвигаемся к концу, в котором так и не будет для нас ясности. Но. «Каменный мост» — ни в коем случае не детектив, он только маскируется под него. Это роман-размышление о смысле жизни, в котором вольно или невольно проводится параллель между жизнью тогда и теперь.
Все эти прямые и косвенные участники рассказанной истории: друзья, соратники, коллеги, враги, родственники, следователи НКВД и партийные функционеры — обычные люди со своими стремлениями, представлениями о счастье и справедливости. Они живут и выживают, радуются и огорчаются, любят и ненавидят — и строят «их, новый мир». Почти тоже самое происходит и в нашей современности, вот только ощущения величия своей страны нам не выпало.
Сериал «Волк»: триллер и экшн
Размышления о дне сегодняшнем и сталинской эпохе — плохо экранизируемый продукт, поэтому создатели сериала решительно от него избавились. Тщательно распутываемая детективная история с огромным количеством архивных документов и тупиковых ветвей, ведущих в никуда, — тоже в топку. Современному зрителю, чтобы удержаться у экрана, нужен экшн и зрелищность, а этого литературная основа не предполагала так же, как и ответа на главный вопрос: так что же виноват в смерти детей на Каменном мосту. Поэтому детективную линию пришлось оживлять, а заодно и придумать интересную версию (которую книга не предлагает), которая расставит все точки над i и даст возможность максимально эффектно завершить шоу.
Вот почему главный герой обзаводится вполне внятной историей с чудесным возвращением из плена, поводом уволиться из ФСБ, средствами, мотивом вести расследование (этого в книге, напоминаю, и близко нет) и звучной фамилией Волк, которая и станет названием фильма. Это прекрасная сериальная традиция — называть шоу по имени детектива, как правило, харизматичного, яркого, с чудинкой: «Пуаро», «Мисс Марпл», «Шерлок», «Босх», «Бальтазар», «Баптист», «Кардинал», «Дикий Билл», «Астрид и Рафаэлла» (и нет им конца). Беда в том, что у Александра Волка нет ни харизмы, ни чудинки, да и на роль пригласили Дениса Шведова («Майор»), которому, похоже, поставили задачу ни на секунду не выходить из образа хмурого бойца. И как бы ни старались создатели сериала сделать его центральным персонажем, у них это не получилось: ведь от главного героя из романа не осталось ничего: ни многочисленных сексуальных похождений, ни размышлений о жизни и смерти, ни рефлексии о прошлом и настоящем. Абсолютно выхолощенный персонаж. Но интересных образов в сериале много, а потому, повторимся, шоу получилось очень качественным: захватывающая детективная история и в дне сегодняшнем, и в 1943 году, и это заслуга автора сценария и режиссера Геннадия Островского.
Очень оживляет (можно даже сказать, спасает) современную сюжетную линию персонаж Антона Васильева («Хрустальный», «Немцы»). Обаятельный, душевный бывший сослуживец Волка Борис цементирует повествование, а рядом с ним и Волк становится человечнее (или нет).

В сериале много придумано фишек, которых в книге нет, но которые объясняют все, что в романе осталось без ответа. Например, животрепещущий вопрос — почему посол Уманский вместе с женой улетает в Мексику на следующий день после гибели дочери?! Ни похорон, ни даже времени хоть как-то пережить или хотя бы осмыслить страшную трагедию у несчастных родителей не было. Они даже поплакать как следует не успели — и уже попали в публичную плоскость. В фильме это изящно объясняется, опять же респект автору сценария.
Объясняется и взрыв самолета — кто, зачем спланировал и как осуществили, а также кто в конечном счете получил барыши. Роль посла Уманского исполнил Сергей Маковецкий — еще одна сильная работа в копилке замечательного актера. Посол сверхдержавы, имеющий тайную любовницу на протяжении долгих лет, но не бросающий семью из-за дочери, каждый день ожидающий, что за ним придут и он сгинет под колесами карательной машины государства. Очень подкупающий образ. Еще одна жемчужина сериала — Варвара Феофанова в роли Нины Уманской. Рано повзрослевшая девочка-подросток, способная по-детски радоваться жизни и совершенно по-взрослому принимать решения.
В фильме появляется новый персонаж, которого в книге нет, — палач по фамилии Безрук. Это связующее звено между прошлым и настоящим, между документальной историей, рассказанной в романе «Каменный мост», и сериальным детективом. Артур Смольянинов в этой роли и пугает, и завораживает: абсолютное зло со своей внутренней логикой и (сюрприз!) чувствами. Вообще и роли сталинских функционеров, и роли сталинских палачей в сериале выверены филигранно: аккуратный и хитрый Берия (Саид Багов), обаятельный и мудрый Литвинов (Александр Клюквин), главные палачи Васильевский и Эйтингер (Виталий Хаев и Игорь Миркубанов).
В фильме многие детали, которые в книге кажутся лишними (например, страсть ГГ к коллекционированию, в частности, солдатиков), обретают новое звучание. Так, солдатиков в «Волке» собирает Володя Шакурин, потом его коллекция распадается на несколько разрозненных частей, которые постепенно аккумулируются в руках главного героя по мере того, как он находит новых свидетелей и новые свидетельства, пока не найдет последнего — двенадцатого — солдатика в руках антагониста.
Качество сериала не только в скрупулезно выверенной до мельчайших деталей детективной линии, но и в точных попаданиях даже второстепенных персонажей. Великолепен Александр Семчев в роли Кипниса. Хороши небольшие женские роли в исполнении Марины Зудиной, Елены Подкаминской, Алевтины Тукан. А еще в сериале собран весь цвет советского кино в эпизодах: Игорь Ясулович, Нина Дробышева, Аристарх Ливанов, Виктор Проскурин.