Автор: Светлана Трофимова
В 2023 году вышло целых два байопика, посвященных культовым группам. И если «Король и шут» спровоцировал настоящий ренессанс интереса к творчеству одноименной команды, то сериал «За полчаса до весны» о звездной группе 70-х «Песняры» вызвал у зрительской аудитории много вопросов и даже возмущения. Попробуем разобраться, что не так с сериалом «о лучшей советской группе».
Мы нигде не найдем канона, по которым можно и нужно снимать музыкальные байопики. Но есть одно непреложное правило, неукоснимо соблюдающееся в этом жанре, — в нем непременно должны прозвучать главные хиты, ведь исследуемый субъект / источник вдохновения стал известен в музыкальном мире и теперь стал героем фильма именно благодаря им. Логично, не правда ли? Поэтому в байопике про Джима Моррисона, Эдит Пиаф, Элтона Джона, «Queen» и далее по бесконечному списку мы гарантированно слышим их главные песни.
В сериале о «Песнярах» звучат лишь два безусловных хита группы: «Косил Ясь конюшину» и «Вологда». Остается только гадать, насколько конкретизированы были задачи белорусским минкультом (а именно по его заказу и снимался сериал), но для 9 серий всего два всесоюзно любимых хита — это крайне мало.
А мы занудно напомним, что основатель ВИА «Песняры» Владимир Мулявин — русский музыкант (родился и получил музыкальное образование в Свердловске), которому в Минске создали условия для создания собственной группы. Да, вне всякого сомнения, группа стала известна благодаря эстрадным аранжировкам белорусских народных песен. И «Яся» знают не только родившиеся в СССР, но и абсолютно все дети, хоть раз видевшие сцену из «Ну, погоди!» с погоней волка за зайцем по полю. Но как из песни слова не выкинешь, так и из творческого наследия «Песняров» невозможно удалить ни «Беловежскую пущу», ни «Белоруссию».

Другим непреложным условием байопика становится попытка проникнуться магией личности исследуемого субъекта. Ведь если о нем снимают кино, он явно этого достоин. И если первая озвученная промашка вызывает лишь легкое недоумение, то вторая буквально хоронит сериал: Владимир Мулявин (и в этом повинны и многочисленные сценаристы, и режиссер) на главного героя не тянет. Совсем.

Сюжет сериала «За полчаса до весны» (кстати, почему он так называется — так и останется загадкой) развивается параллельно в двух временных отрезках. Мы одновременно наблюдаем за детством/отрочеством/юностью артиста (его воплощает Глеб Калюжный) и за жизнью зрелого известного музыканта (Артем Волобуев). И вот молодой Мулявин вопросов никаких не вызывает (ну, почти): юный музыкант живет музыкой, бурно развивается, бунтует, в общем ярко проживает жизнь… Но где тот переломный момент, который сделал из этого светлого мальчика угрюмого, вечно недовольного дядьку. Нет ответа.
Зато сценаристы посчитали самой важной вехой в жизни Мулявина создание рок-оперы «Песня о доле», ей будет посвящена практически половина хронометража и «торжественно победоносный» финал, как и максимально замыленная история романа с новой солисткой.
Ну и легкое ворчание напоследок. В сухом остатке мы получили еще один сериал, в котором единственная тема, которая была раскрыта более, чем полностью — это тема убожества жизни в совке. На фоне совершенно не раскрытой творческой истории полностью раскрыты эпизод с покупкой гитары у Рафаэля (артистам буквально не на чем играть), притеснение творческих порывов перестраховщиками-бюрократами, тема дефицитности примерно всего (Мулявин с каждых гастролей что-то привозит в семью) и тд и тп. Важно тут отметить, что в фильме появляется первый секретарь ЦК КПСС Белоруссии Петр Машеров в исполнении Анатолия Лобоцкого. Личность для Белоруссии знаковая до сих пор. Стоит только упомянуть, что именно по его инициативе были созданы мемориалы Хатынь, Брестская крепость и Курган Славы. Но нет, он лишь мелькает в эпизодах, чтобы а)вызвать раздражение у Мулявина — заставил петь не то, что планировалось (какой кошмар!), б) благословить рок-оперу.
И все это на фоне полностью нераскрытых образов многочисленных участников ансамбля, творческой истории группы от создания первых до создания главных хитов…
Рукалицо, господа создатели. Трижды.